КАК РЕМОНТИРУЮТ ЭМПАЙР СТЕЙТ БИЛДИНГ

Н. ДЕМИДОВ.

На снимках: ремонт облицовки Эмпайр Стейт Билдинга. На углу здания закреплена мачта, по которой движется платформа (слева). Мачта и платформа "рабочая лошадка" (справа).

Когда строились небоскребы, то их проектировщики прежде всего заботились о том, чтобы высотное здание было устойчивым и надежным. И это достигнуто: небоскребы, возведенные в разное время, за редким исключением, демонстрируют свою прочность. Но при этом здания требуют определенного ухода: нужно мыть окна, время от времени чистить облицовку, а то и менять ее. Конструкторы же, проектируя высотные сооружения, зачастую не очень задумывались над тем, как в дальнейшем ухаживать за наружностью здания, как его ремонтировать. Так, например, на московских высотных зданиях пришлось со временем укреплять сетки для защиты прохожих от падающей облицовки, а для осмотра и ремонта разных шпилей и башенок приглашать скалолазов. С подобной проблемой столкнулся знаменитый нью-йоркский небоскреб Эмпайр Стейт Билдинг.

Всемирно известное 104-этажное здание, сооруженное в 1934 году и представляющее собой стальной каркас, облицованный особым бетоном, к нынешнему времени стало нуждаться в ремонте. Особенно это касалось фасада, прежде всего его углов. На первых порах рабочие на подвесных лесах пытались с помощью металлических скоб залатать трещины. Но они продолжали разрастаться, и некоторые достигли такой величины, что туда могла свободно войти человеческая рука. С высоты нескольких десятков метров иногда срывались куски облицовки. Ходить возле здания стало опасно.

Тогда решили заменить поврежденные участки фасада на уровне 25-76-го этажей - примерно 100-300 метров над землей. На это было выделено 10 миллионов долларов. Компании, которая взялась за ремонт здания, предстояло снять облицовочные бетонные блоки, каждый весом около 550 кг, отремонтировать или заменить поврежденные участки стального каркаса и установить новую облицовку.

Для ремонта Эмпайр Стейт Билдинга решили использовать новую систему - мачту из 120 секций, способную выдержать сильные ветры на высоте 300 метров, и платформу с шутливым прозвищем "рабочая лошадка", которая с помощью электро- или бензинового мотора движется вверх или вниз по мачте со скоростью 8,2 метра в минуту, имея 4 тонны груза.

Чтобы платформа могла действовать на уровне 25-76-го этажей, нужно было установить мачту на кровлю промежуточного выступа небоскреба. Для этого каждую мачтовую секцию высотой 1,52 метра и весом около 170 кг поднимали на 25-й этаж ночью на двух ручных тележках с помощью грузового лифта и протаскивали сквозь окно на кровлю. Ставили мачту с помощью встроенного подъемника, он продвигался по готовым участкам для сборки очередной секции, которую крепили к стене небоскреба клиньями, анкерами и сваркой. Снизу казалось, будто мачта сооружает сама себя и тянется вверх. Когда мачта была готова, на кровлю выступа кабельными подъемниками доставили по частям две разобранные платформы весом по 1,36 тонны и вновь их собрали. Одна платформа предназначалась для снятия негодной облицовки, другая - для установки новых фасадных блоков. Способность платформ поворачиваться на 90 градусов вокруг оси обеспечила быстрый и безопасный доступ к любому участку на фасаде. В сентябре прошлого года три угла небоскреба уже были обновлены.

Читайте в любое время

Другие статьи из рубрики «Подробности для любознательных»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее