Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

МЫШИ В ОБЪЕКТИВЕ ФОТОКАМЕРЫ

Д. КРИВОНОГОВ, преподаватель Арзамасского государственного педагогического института, Р. ЛОБАНОВ, художник. Фото авторов.

Лесная мышь на березе.
Пропитание в лесу отыскать несложно. Основной корм мышей - плоды и семена растений, а также насекомые и их личинки.
Длинный хвост лесной мыши - отличный помощник в акробатических упражнениях.
Рыжая полевка решила подкрепиться после пробега.
Попались домовые мыши, наши назойливые соседи. Все съели!

Познакомившись с заметкой В. Вишневского "Мышиные бои" ("Наука и жизнь" № 11, 2006 г.), в которой автор замечательно рассказал о поведении и биологии полевой мыши, мы решили, что читателям журнала будет интересна и наша заметка о мышевидных грызунах: рыжей полевке, малой лесной и домовой мыши.

Большинство видов грызунов активны в сумерках и в ночное время. Поэтому, чтобы сфотографировать, мы решили сначала их поймать. Для этого изготовили живоловки - ящички с закрывающейся от прикосновения к приманке дверцей. Вечером расставили их в лесу, положив в каждую ловушку кусочек ржаного хлеба, пропитанного нерафинированным подсолнечным маслом. Утром следующего дня, вооружившись цифровым фотоаппаратом, отправились в поход. Обошли все расставленные ловушки. В первых двух было пусто, а с третьей повезло. Мы обнаружили в ней интересного зверька - малую лесную мышь. Физиономия у нее очень выразительная: большие круглые уши, блестящие черные глаза-жемчужины, чуткий носик и торчащие во все стороны усы-вибриссы. Спинка рыжевато-бурая, животик белый, лапки розовые. Прежде чем позволить себя сфотографировать, зверек изрядно нас погонял. В минуту опасности мышка, подобно тушканчику, ловко прыгнула на мощных задних лапках и, выбравшись из ловушки, стала, как спринтер, улепетывать от нас. К счастью, нор, в которых можно укрыться, поблизости не оказалось. Лишь когда бегунья устала, мы смогли запечатлеть чудесные мгновения. Вот зверек, собравшись с силами, сделал несколько мощных прыжков и оказался на стволе дерева. За считанные секунды поднялся на три метра вверх. Цепляясь за неровности коры, обежал ствол и решил устроиться на сухом сучке. Прекрасная позиция с хорошим обзором. И преследователи не достанут.

Хвост у лесной мыши большой, равный длине тела. С помощью такой дополнительной опоры она прекрасно лазает по деревьям. Гнезда устраивает в дуплах или же в норе среди корней дерева. Питается преимущественно растительной пищей, состоящей из плодов и семян растений. Однако не прочь полакомиться также насекомыми и их личинками. Потомство приносит ежегодно 2-4 раза, с весны до осени. В одном помете насчитывается от 4 до 12 детенышей. Прощаемся с забавным зверьком и идем дальше.

В следующей живоловке оказалась рыжая полевка. Это наиболее часто встречающийся грызун смешанных и широколиственных лесов. Спина у полевки рыже-бурого цвета, а нижняя часть тела серая. От прочих мышевидных грызунов все полевки отличаются очень коротким, не превышающим половины длины тела хвостом, покрытым волосами. Сверху он темный, снизу - светлый.

Вырвавшись на волю, полевка решила подкрепиться сочным стебельком. Питается этот зверек травянистой растительностью, семенами, корнями, корой, побегами молодых растений и почками, но не брезгует и животной пищей, поедая дождевых червей, насекомых и их личинок. Размножается 3-4 раза в году, принося в каждом помете от 4 до 11 детенышей.

Рыжая полевка тоже может взбираться на деревья, но делает это неохотно, только в критических ситуациях, и не так ловко, как лесная мышь. Во время "съемок" зверек так привык к нашему присутствию, что безбоязненно пошел в руки. Пришлось чуть ли не силой сгонять его.

Небо нахмурилось, и мы, собрав живоловки, пошли домой. Чтобы из-за плохой погоды не было простоя, поставили наши ящички в бане и сарае. На следующее утро в двух ловушках мирно посиживали домовые мыши. Видимо, их не сильно волновала потеря свободы - даже в таких стрессовых условиях приманка была съедена полностью.

С доисторических времен домовые мыши - неизменные и порой весьма докучливые наши спутники. Следуя за человеком, они распространились по всему земному шару. Такие организмы ученые называют синантропными, то есть обитающими в жилищах людей или в непосредственной близости от них. Эти грызуны практически всеядны. К тому же они самые плодовитые из всех мышей. Самка в возрасте пяти недель уже способна к воспроизведению потомства и при наличии хорошего запаса еды может рожать каждый месяц до 14 детенышей!

Огромное множество интересных животных обитает в лесах и полях нашей страны. Сколько еще занимательных моментов из жизни зверьков в местах их обитания ждет нас?