Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

ИЗБЫ ИЗ БЕЛЫХ ДУБОВ

Ю. БОДАНОВ, архитектор. Рисунки автора.

Ценился на Руси лес издавна. Много сил было положено нашими предками, чтобы сохранить его. Но еще пуще берегли водные источники - родники, ключи. Из-за недостатка воды приходилось менять место поселения и искать новое. Именно те места, где были густые лесные дубравы, журчали ключи и били родники, питали своей живительной влагой окружающую местность. Чтобы сохранить леса, придумывали своеобразные охранные грамоты-легенды, а дубравы и рощи становились заповедными, волшебными и тайными...

Вспоминается история одной заповедной дубравы в Цивильском районе Чувашии. Дубравы этого обширного лесного края привлекали людей с давних времен. Высоко ценился корабельный лес, хорошо оплачиваемый закупщиками и перекупщиками. Особенно бойкая торговля началась во времена Екатерины II. Но заповедная дубрава долго сохранялась нетронутой. И оберегалась она не вооруженной охраной, не забором и законом, а легендой о лесном духе - Киремети.

Дубрава располагалась на возвышенности, на левом берегу реки Шумаш. Отсюда берут начало родники, используемые жителями деревень, расположенных вокруг, - Вторые Тойзи, Имбюрть-Тойзи и Обнер-Тойзи. В материалах по истории этой дубравы, собранных краеведом И. Вдовиной, рассказывается о том, что всего столетие назад люди со страхом проходили мимо этого места, стараясь остаться незамеченными злым духом - Киремети. Нельзя было оборачиваться на лесной шорох, произносить имя Киремети, нельзя было сорвать ни листочка в этой роще, сломать ни единой веточки. Напротив, злого духа старались задобрить дарами. Люди побогаче приводили овец, коз, а бедняки приносили кто курочку, кто петуха. Принесенные в дар весною животные бродили по роще все лето. Куры выводили цыплят. Петухи громко распевали.

Лес был густой, огромные дубы-великаны с серебристой белой корой образовывали верхний ярус, ниже росли яблони, которые прекрасно цвели и плодоносили, а еще ниже был ярус лесного орешника. Весною лес казался цветущим садом.

Вокруг этой рощи, по склону к реке Шумаш, тянулись заповедные леса, рубить деревья в которых также было грешно и строго-настрого запрещено.

Один из старожилов здешних мест С. Борисов, проживший до 114 лет и умерший в 1942 году, рассказывал: "Дубы с белой корой были очень крепкие и дорогие. Рубили их зимой, на санях вывозили, шесть-семь пар лошадей тянули один дуб".

Но постепенно, после революции 1917 года, в лесного духа перестали верить. А уже в 1918 году разрешили рубить заповедный лес, и все окрестные деревни поделили его на участки, а потом и каждое дерево было поделено между домами. Все разом бросились рубить и вывозить. В такой спешке один огромный спиленный под корень дуб задавил лошадь, но при этом никто не вспомнил о Киремети...

Дубовые бревна и жерди до сих пор служат в приусадебных хозяйствах и домах местных селян. Часть раскорчеванного леса отвели под выселки, куда сразу же переселилось 17 дворов. При этом орешник и яблони не рубили. Яблони цвели и плодоносили до морозов 1940-х годов, когда они вымерзли и были вырублены.

Сейчас на месте рощи Киремети - голая вершина. Никого уже не пугает это колдовское место. Бесследно исчезли белые дубы. Люди нарушили табу - режим заповедности, в который, кстати, входила и разная живность. Обилие птиц спасало дубы от их главных врагов - непарного и кольчатого шелкопряда, узкотелой златки, короедов, усачей, поэтому кора этих дубов долгое время оставалась серебристой, белой. К сожалению, сейчас кора дубов к тридцати годам уже теряет свою "зеркальность".


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Лицом к лицу с природой»