Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

САНИ ВРЕМЕН НЕОЛИТА

Г. БУРОВ. Зимний транспорт Северной Европы и Зауралья в эпоху неолита и раннего металла. "Российская археология" № 4, 1997.

Наскальные изображения саней с побережья Белого моря. Середина II тысячелетия до н. э.
Наскальные изображения саней с побережья Белого моря. Середина II тысячелетия до н. э.
Грузовые однополозные желобчатые сани эпохи неолита. Реконструкция.
Грузовые однополозные желобчатые сани эпохи неолита. Реконструкция.

Еще первобытные люди облегчали себе зимой перевозку грузов, а затем и собственное передвижение при помощи саней. Десятки древних санных полозьев, самые старые из которых датируются VIII тысячелетием до нашей эры, были найдены на севере Европы - от Швеции до Среднего Зауралья. Длина некоторых из этих полозьев превышает пять метров, а ширина - более 30 сантиметров. Есть среди них и плоские, и желобчатые, а форма концов, количество, форма и расположение отверстий для крепления стоек тоже очень разнообразны.

Обеспечим библиотеки России научными изданиями!

Широко были распространены однополозные сани, на полозе которых крепился узкий и длинный кузов. У пятиметрового их варианта имелись крепившиеся на поперечинах боковые жерди, а оплетка из ремней образовывала вместилище для вещей. По тем временам вместимость и грузоподъемность этих саней были огромны, а сами они напоминали известную издавна саамскую кережу.

Из-за своей конструкции однополозные сани легко наклонялись набок, но благодаря низко расположенному центру тяжести так же легко возвращались обратно. Для устойчивого перемещения их приходилось придерживать сзади и одновременно толкать, а груз закреплять особенно плотно. В некоторых случаях кузов обтягивали кожей для предохранения груза от снега.

Связывали полозья и попарно - ремнями, составляя тем самым простейшие нарты, а в отверстия на их внешних краях просовывались ремни для увязывания груза. На скалах побережья Белого моря встречаются выбитые изображения саней, на которых отчетливо видны стойки бортов кузова и более высокая и скошенная задняя сторона, которую удобно было держать руками. На передней же стороне традиционно изображены головы животных.

Нарты приходилось передвигать вручную. Хотя на стоянках времен мезолита и встречаются останки собак, но предполагать в них уже тогда помощника человека при транспортировке нет оснований. Наиболее вероятно, что ездовое собаководство возникло гораздо позднее - уже в первом тысячелетии новой эры.


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Рефераты»