ГОСТИ ИЗ ДРУГОГО ВРЕМЕНИ

В материалах рубрики использованы сообщения следующих изданий: "New Scientist" (Англия), "Bild der Wissenschaft" (Германия), "Bulletin of the Atomic Scientists", "Discover", "E-Magazine", "Futurist", "Natural History" и "Smithsonian" (США), "Зa m'intеresse", "Recherche" "Sciences et Avenir" и "Science et Vie" (Франция), а также сообщения агентств печати и информация из Интернета.

Кому не приходилось сетовать на сложные отношения детей и подростков со сном! Вечером, хотя глаза у ребенка уже слипаются, не уложишь, утром в детский сад или школу он идет сонный или как лунатик… Ученые обнаружили, что дело не во вздорном характере подрастающего потомства. Просто биологические часы молодежи работают совсем иначе, чем у взрослых.

Хотя психологи и педиатры рекомендуют подросткам спать не менее 9 часов в сутки, только один из каждых пяти на самом деле получает такую порцию сна. А многие в будние дни, когда надо посещать школу, спят всего 7 часов. Между тем в большинстве европейских стран школьные занятия начинаются в 8 утра, в США - в 7, в России - в 8.30, в Англии и Австралии - в 9. Неудивительно, что, согласно данным опроса, проведенного весной 2006 года Национальным фондом сна (США), более четверти школьников 11-17 лет хотя бы раз в неделю засыпают на уроке, а более половины говорят, что недосыпают и весь день чувствуют усталость. Около половины американских подростков проявляют симптомы нарколепсии - серьезного нарушения, при котором человек время от времени, в самый неподходящий момент, испытывает приступ непреодолимой сонливости продолжительностью от минуты до получаса.

Как известно, большинство людей являются в той или иной степени "совами" либо "жаворонками". Однако немецкий физиолог Тиль Рённеберг, изучив режимы сна и бодрствования 25 тысяч человек в возрасте от 8 до 90 лет, пришел к выводу, что эта особенность, обусловленная в основном генетически, на протяжении жизни меняется. Хотя маленькие дети - главным образом "жаворонки", примерно с 14 лет они постепенно склоняются в сторону "сов", начиная вставать и ложиться спать все позже и позже. Приблизительно с 20-летнего возраста (у женщин в 19,5 года, у мужчин в 21 год) тенденция обращается, и люди начинают засыпать и просыпаться раньше.

Ритм сна и бодрствования управляется так называемым супрахиазматическим ядром (см. "Наука и жизнь" № 1, 2005 г.), скоплением нейронов глубоко в гипоталамусе, у основания мозга. Днем, пока светло, под руководством супрахиазматического ядра в гипоталамусе выделяется гормон орексин, поддерживающий бодрствование. При наступлении сумерек выдается сигнал гипофизу синтезировать гормон сна - мелатонин.

Как показала американская исследовательница Мэри Каркассон, у подростков в период полового созревания этот механизм работает замедленно. Синтез мелатонина начинается на час, а то и на два позже, поэтому им вечером спать не хочется. Соответственно, если дать им волю, они спят потом до полудня. Если же воли не давать, ребенок живет в состоянии хронического сдвига на один-два часовых пояса.

Поэтому раннее начало занятий в школе делает преподавание во многом бессмысленным. Как показал канадский психолог Дэвид Голдстейн из Торонтского университета, утром коэффициент интеллекта подростка падает на 6-7 пунктов по сравнению с серединой и второй половиной дня. "Так как ко второй половине дня занятия в школе, как правило, уже окончены, некоторых школьников педагоги просто никогда не видели в период полного расцвета их интеллектуальных способностей", - утверждает Голдстейн. Особенно существенно это для судьбы молодого человека, который должен сдавать рано утром какой-то важный экзамен.

Но и это сущая ерунда по сравнению с другим возможным вредом от насильственного навязывания неестественных биоритмов. Мартин Ралф из того же университета переводил хомяков на ненормальный для них режим света и темноты. У хомяков, которых заставляли бодрствовать и спать в неудобное для них время, разрушалась сердечно-сосудистая система, возникали болезни почек, и грызуны умирали раньше срока. "Если мы думаем о здоровье наших детей, - говорит Ралф, - занятия в школах и университетах должны начинаться не раньше 11 часов утра".

С другой стороны, такое изменение режима работы вряд ли понравится преподавателям. Поэтому в Англии и США проводятся опыты по переводу биологических часов детей и подростков в сторону "жаворонка". Достигается это ярким освещением комнаты (с большой долей оранжевых лучей) по утрам, перед школой и последующего освещения классной комнаты ярким голубоватым светом непосредственно перед началом занятий и на первом уроке. Тем не менее, узнав об открытиях и рекомендациях ученых, некоторые школы Миннесоты (США) сдвинули начало уроков на более позднее время. Первый результат - сократились прогулы занятий.

Другие статьи из рубрики «О чем пишут научно- популярные журналы мира»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее