Однако серьёзной ошибкой было бы считать смерть противоположностью жизни. В частности, реаниматологи, которые специализируются на борьбе со смертью, отчётливо осознают, что смерть - это временной процесс. Вот почему, начиная с работ академика медицины Неговского, врачи выделяют понятия "клиническая смерть" и "биологическая смерть", как отдельные этапы смерти. На стадии клинической смерти активные реанимационные мероприятия могут вернуть человека к жизни, на стадии биологической смерти - точка невозвращения - они абсолютно бесполезны.
В отличие от смерти жизнь, в соответствии с научным определением жизни Ф.Энгельса, является состоянием объекта, при котором происходящий в нём обмен веществ обеспечивает его структурную целостность. В противоположность неживым объектам, в которых состояние "нежизни" обеспечивается обменом веществ, способствующим, наоборот, разрушению структуры. Как это происходит, например, у трупов.
В диалектической паре смерти (тезис) противостоит процесс воскрешения (антитезис), что хорошо известно служителям церкви и тем, кто хотя бы немного интересовался вопросами религии. Однако, если смерть в нашей жизни - обыденное биологическое явление , то процесс "воскрешения из мертвых" всегда рассматривался как чудо.
Что придаёт явлению смерти необратимый характер (если не учитывать реанимационные мероприятия), отменяемый разве только вмешательством божественных сил.
Таким образом, с помощью диалектической логики (как ею пользоваться, можно посмотреть в моей теме "Научное определение жизни Ф.Энгельса") понятие "смерть" формулируется следующим образом.
Смерть - это процесс необратимого перехода из состояния жизни в состояние нежизни.
При этом процесс, идущий во времени по оси "жизнь - нежизнь", - общая составляющая смерти и воскрешения, в которой они пересекаются (синтез). Тогда как направление процесса разделяет смерть и воскрешение на две противоположности.
Возможны и другие варианты определений , не затрагивающие сути понятия "смерть", например: смерть - это необратимое превращение живых объектов природы в неживые (трупы).