Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.


Академики выступают в защиту Чарльза Дарвина

Совсем недавно в суд Санкт-Петербурга от имени 15-летней гимназистки был подан не-
обычный иск. Девочка Маша требует включить в программу средней школы вместо "уста-
ревшего и ошибочного" дарвинизма теорию о создании живых существ по божьей воле
("Известия" писали об этом 2 марта 2006 г.). Если так пойдет, то можно ожидать подобных
исков против Ломоносова или Ньютона. Кстати, существует определение божественной
силы, основанное как раз на втором законе Ньютона. А именно: божественная сила равна
произведению божественной массы на божественное ускорение (даже в такой формули-
ровке определение ошибочно, т. к. "божественность" оказывается в квадрате). Но на самом
деле нам не до смеха, атака на дарвинизм - лишь наиболее яркий пример вмешательства
мракобесия в жизнь нашего, пока еще светского, общества.
Обеспокоенные создавшимся положением, ведущие ученые нашей страны прислали пись-
мо в редакцию "Известий".
80 лет назад в США закончился первый "обезьяний процесс". Не обреме-
ненные научными знаниями, но возмущенные самим фактом родства с обезьяна-
ми, американские экстремисты вновь и вновь обращались в суд, устраивая шум-
ные пропагандистские кампании против преподавания дарвиновской теории эво-
люции в школе. Этим людям, к сожалению, неведомо, сколько серьезных под-
тверждений получила наука об эволюции за последние десятилетия. Время от
времени скандальные истории с попытками отменить дарвинизм возникали и в
других странах (Италия, Сербия, Украина). Недавно в Турции 5 школьных учите-
лей были оштрафованы за преподавание дарвинизма и "попрание религиозных
чувств учеников". И вот, наконец, мода на "обезьяньи процессы" докатилась до
нас. Дело об уравнивании в правах эволюционизма и креационизма ("разумный
план", "разумный замысел", "теория творения", гипотеза о сотворении мира и че-
ловека Богом) принято к рассмотрению. Скоро районный суд начнет разбираться,
как и когда возникла Вселенная, была ли эволюция, и от кого произошел человек.
Хотя до сих пор столь абсурдных процессов у нас еще не было, атаки на дарви-
низм случались. Вот недавнее высказывание митрополита Калужского и Боров-
ского Климента: "Учебники еще старые, в них доминирует дарвинизм. Советский
менталитет еще присутствует в системе образования". Стало быть, дело в мента-
литете. Как только из нас его вытравят, так и ненавистный дарвинизм выкинут на
свалку истории.
Менее года назад 38 лауреатов Нобелевских премий опубликовали открытое
письмо по поводу очередного "обезьяньего процесса" в США. Вот мнение уче-
ных, внесших выдающийся вклад в развитие науки. "Из опыта следует, что эво-
люцию следует понимать как не управляемый никем и не предусмотренный зара-
нее процесс случайных мутаций и естественного отбора. Это - основа современ-
ной биологии, и роль эволюции была подкреплена результатами исследования
ДНК. Напротив, теория "сотворения" принципиально ненаучна. Ее нельзя прове-
*
Известия. 20 марта 2006 г.

рить, как другие научные теории, поскольку она основана на вере и предполагает
вмешательство сверхъестественных сил".
Эволюционная теория признана научным сообществом как единственное
разумное объяснение разнообразия жизни на Земле и приспособляемости орга-
низмов к изменениям условий среды. Это признание базируется не на вере в авто-
ритет Дарвина, а на том, что дарвиновская концепция эволюции объясняет всю
совокупность фактов, накопленных наукой.
Данные науки неопровержимо свидетельствуют о том, что жизнь существу-
ет на Земле более трех миллиардов лет, а не несколько тысяч лет, как утверждают
сторонники "теории творения". Исследования палеонтологов доказывают, что
свойства живых организмов, населяющих Землю, постоянно менялись, а не оста-
вались неизменными. Палеонтологическая летопись происхождения человека от
общего с современными человекообразными обезьянами предка прослежена
весьма подробно. В течение ХХ века археологи обнаружили чрезвычайно убеди-
тельный ряд переходных форм между человеком и его обезьяноподобными пред-
ками. Факт эволюции подтверждается результатами анализа ДНК современных и
вымерших животных. Эти анализы однозначно указывают на генетическое родст-
во всех ныне живущих организмов друг с другом и, следовательно, на их проис-
хождение от общих предков. Недавно было показано, что между геномами чело-
века и шимпанзе гораздо меньше отличий, чем между геномами мыши и крысы.
Этот факт дает нам независимые от археологических находок, но хорошо согла-
сующиеся с ними генетические свидетельства близкого родства человека и чело-
векообразных обезьян. В спорах о происхождении человека давно поставлена
точка.
Эволюционная биология не только объясняет прошлое, но и дает ключ к
решению ряда практических проблем, стоящих сегодня перед человечеством. На
основе анализа механизмов эволюции популяций разрабатываются методы сохра-
нения исчезающих видов. Изучение и эволюционное сравнение геномов различ-
ных видов позволяет выделять гены, вызывающие наследственные болезни чело-
века. Методы и принципы эволюционной биологии позволяют установить меха-
низмы появления и распространения инфекционных болезней, предвидеть эволю-
цию устойчивости бактерий и вирусов к лекарственным средствам и предсказы-
вать свойства и пути изменений вновь возникающих патогенов. Современная
биология видит в вирусах СПИДа и птичьего гриппа результаты эволюции и на
этой основе строит стратегию борьбы с ними (создание вакцин и других противо-
вирусных средств). "Теория сотворения" рассматривает эти вирусы как Божью
кару и может предложить в качестве средств борьбы с ними лишь молитвы.
Теория эволюции не сводится к классическому дарвинизму, она базируется
на надежных научных доказательствах и должна остаться в школьных учебниках.
Неуклюжие попытки выдать креационизм, основанный на догмах, за научную
теорию, альтернативную эволюционной, и протащить его в школу выглядят сме-
хотворно. Подобные потуги абсолютно бесперспективны.
Надо сказать, что католическая церковь давно отказалась от попыток вме-
шательства в науку. Православная раньше этим не занималась вовсе, и не стоило
бы ей приниматься за это бесперспективное дело сейчас. Более чем странно вы-
глядят в наше время некоторые заявления иерархов РПЦ. На одной из пресс-
конференций в Москве уже упоминавшийся митрополит Климент сетовал, что в
школах до сих пор преподают дарвинизм, хотя уже имеется "прекрасная замена"
этой теории. В качестве такой замены он предлагал библейскую теорию происхо-
ждения мира. К сожалению, это далеко не первая атака РПЦ на школу (да и не
только на школу). Напомним хотя бы о неоднократных попытках ввести в школах
Закон Божий. То, что подобное внедрение в светскую школу грубо нарушает Кон-
ституцию страны, почему-то высоких религиозных деятелей не смущает.
В течение нескольких последних лет в России велись дискуссии о введении
в школах истории основных религий мира (религиоведение). Религии - часть ми-
ровой культуры. К тому же знакомство с другими конфессиями должно способст-
вовать улучшению взаимопонимания между представителями различных нацио-
нальностей и религиозных убеждений. Кстати, на днях к аналогичному заключе-
нию пришла группа экспертов по правам человека из Совета Европы во главе с А.
Хиль-Роблесом. Можно не сомневаться, что в школах Европы намеченный курс
истории основных монотеистических религий будет введен. А вот чем закончится
дело у нас, сказать трудно. На последних Рождественских чтениях в Кремлевском
дворце министр образования и науки А. Фурсенко сообщил, что в России завер-
шена работа над учебником "История мировых религий". Лоббисты, ратующие за
православие в школах, устроили по этому поводу дикий шабаш под лозунгами
типа: "Православие в школы немедленно!". Хотели бы заметить, что в России
проживают люди, исповедующие практически все основные мировые религии. Не
стоит забывать и об атеистах. Они тоже граждане нашей страны, и их у нас не так
мало, как хотелось бы думать некоторым религиозным деятелям. Своеобразный
православный шовинизм оскорбителен как для атеистов, так и для верующих,
представляющих другие конфессии, и никак не способствует единению страны.
Мы считаем, что в школах следует ввести именно учебник "История мировых ре-
лигий", упомянутый министром (разумеется, при том условии, что прочие рели-
гии не будут выглядеть в качестве малозначительной приправы к православию),
но никак не "История православия", которая очень быстро перейдет в Закон Бо-
жий. А для этого власти следует вспомнить о том, что она согласно Конституции
управляет светской многонациональной, многоконфессиональной страной.
Академик Е.Б. Александров, доктор биологических наук, профессор П.М. Боро-
дин, академики В.Л. Гинзбург, А.П. Деревянко, доктор биологических наук, про-
фессор И.К. Захаров, академик С.Г. Инге-Вечтомов, член-корреспондент РАН
А.В. Каныгин, доктор физ.-мат. наук, профессор С.П. Капица, академики Э.П.
Кругляков, В.И. Молодин, В.Н. Пармон, М.В. Садовский, А.С. Спирин, В.Н. Ча-
рушин, В.К. Шумный.