Ускользающий мир

Новости федерального проекта

«Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма»

Сивучи впервые вышли на берег вблизи Южно-Курильска

Сотрудники научного отдела заповедника «Курильский» провели наблюдения за несколькими животными, вышедшими на сушу на Кунашире в районе Южно-Курильского мыса.

Мониторинг сивучей с Южно-Курильского мыса ведётся сотрудниками заповедника с 2015 года. По Южно-Курильскому проливу с тихоокеанской стороны вдоль Кунашира проходит один из миграционных путей этих животных. Однако до последнего времени не были зарегистрированы выходы морских львов на сушу на Южно-Курильском мысу.

Автор фото: Елена Линник.

Три из замеченных на камнях сивучей – самцы, уже достаточно зрелые, чтобы вести «взрослую» жизнь на лежбищах. Ещё три – предположительно совсем молодые самцы. Такой вывод можно сделать как по форме головы (выглядит тяжеловатой, т.е. мужской), так и по особенностям формирования групп сивучей – самцы часто образуют холостяковые группы во время сезонных миграций.

9 февраля на камни вышел ещё один секач (взрослый самец сивуча). В это время остальные сивучи плавали рядом, охотились. На спине этого секача были видны множественные шрамы, которые не являются чем-то необычным для самцов сивучей. Это результат драк в сезон размножения с другими секачами. Обычно все взрослые самцы покрыты шрамами от боевых схваток.

Автор фото: Елена Линник.

В последние годы сивучи вблизи Южно-Курильского мыса появляются ежегодно. Этой зимой первая встреча здесь была зафиксирована сотрудниками заповедника 17 декабря.

На берегу Шикотана государственными инспекторами заповедника был замечен взрослый самец сивуча 10.11.2022 на мысе Татьяна. В продолжение зимы он регулярно отмечался в его окрестностях. Однако остальные шикотанские сивучи пока предпочитают, не выходя на берег, держаться на плаву в бухтах Малокурильская и Крабовая, привлекаемые сюда в период зимних миграций отходами рыбоперерабатывающих предприятий.

Наибольшее количество сивучей в этом зимнем сезоне было зарегистрировано на Шикотане 13 декабря 2022 и 13 января 2023. В эти дни их количество доходило до 20-ти особей; а на Кунашире – 10 февраля 2023. В этот день одна группа также из примерно 20 особей была замечена с Южно-Курильского мыса, другая из 6 особей – рядом с полуостровом Весловский.

Поскольку сивучи ещё не привыкли выходить на берег в новых местах, в том числе и на Южно-Курильском мысу, присутствие человека будет их пугать. «Сивучи довольно легко привыкают к людям и относятся к ним вполне толерантно. Но эти сивучи скорее всего уйдут в воду при приближении человека. Они только начали выходить на берег и поэтому пугливы. Особенно нельзя подпускать к морским млекопитающим бродячих (и не бродячих) собак. Дикие животные могут подхватить от них чуму или другие заболевания, и тогда в природе начнётся катастрофа…» – прокомментировал специалист по сивучам, член группы экспертов по ластоногим МСОП к.б.н. Владимир Бурканов.

Автор фото: Елена Линник.

Сотрудники заповедника «Курильский» призывают жителей Южно-Курильска (и других населенных пунктов) не приближаться к диким животным. Когда сивучи привыкнут и будут считать это место безопасным для себя, возможно, выход на камни Южно-Курильского мыса и на Шикотане станет их доброй традицией на радость жителей и гостей островов.

По материалам пресс-службы заповедника «Курильский».

Источник: Заповедник «Курильский»