Ускользающий мир

Новости федерального проекта

«Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма»

Заповедная наука

В День российской науки рассказываем о научной деятельности в Саяно-Шушенском биосферном заповеднике и предлагаем пройти заповедный тест.

Ежегодно 8 февраля в нашей стране отмечается День российской науки. Это не только праздник и чествование имён великих учёных России, но и серьёзная ответственность за своё дело, которая лежит на современных деятелях науки.

Саяно-шушенский заповедник зимой.

Проведение научных исследований – одна из основных задач Саяно-Шушенского заповедника. Для её выполнения в 1977 году был организован научный отдел, с этого момента началась большая история исследования уникальной части Западного Саяна. Уже более 40 лет научные сотрудники изучают растительный и животный мир особо охраняемой природной территории, проводят исследовательские работы в области геологии и фенологии. Научно-исследовательская деятельность в Саяно-Шушенском заповеднике направлена на изучение природных комплексов особо охраняемой территории и долговременное слежение за динамикой природных процессов с целью проведения оценки и прогноза экологической обстановки. Наблюдение за изменениями в природной среде на эталонных, не подверженных влиянию человека, участках крайне необходимо для разработки научных основ охраны природы, сохранения биологического разнообразия, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов.

Установка PS-GSM-трекера на птицу.

Все результаты научно-исследовательской деятельности обобщаются в ежегодных изданиях «Летописи природы». Она включает в себя материалы по учету флоры, поиску новых местообитаний видов и мониторингу состояния популяций редких растений, результаты зимних маршрутных учетов с приведением экспертной оценки численности млекопитающих и повидовые очерки отдельных объектов фауны, которые представляют особый интерес для такой разнообразной территории. Кроме растительного и животного мира исследуются рельеф и погодные условия. Для более детального изучения научный отдел заповедника привлекает учёных узких специализаций из различных научных учреждений нашей страны: орнитологов, микологов, малакологов и других.

Снимок с фотоловушки, установленной в Саяно-Шушенском заповеднике.

В Год науки и технологий научные сотрудники продолжат свои работы по изучению флоры, по изучению и оценке численности фауны заповедника, в том числе – снежного барса, лесного северного оленя, сибирского горного козла, скопы. Уже проведены первые зимние экспедиции сезона 2021, активно ведётся работа по составлению «Летописи природы», совсем скоро предстоит проведение зимних маршрутных учетов. Планы у научного отдела заповедника обширны! В течение года будет проведён ряд масштабных исследовательских мероприятий, в том числе, при участии партнёров. В этом году научный отдел заповедника продолжает активное сотрудничество с профильными учреждениями: университетами, институтами, академиями, музеями и другими ООПТ (особо охраняемыми природными территориями). Специалистами также запланировано продолжение работы со школьниками и студентами.

Мы поздравляем всё научное сообщество нашей страны и сотрудников научного отдела заповедника с праздником. Желаем удачи, новых идей и свершений!

Предлагаем всем желающим проверить свои знания, пройдя тест «Заповедная наука»

Фото: Ю. Бубнова, С. Фомин, У. Селлис, фоторегистратор, из архива заповедника.

Автор: Пресс-служба заповедника «Саяно-Шушенский»