Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Десятилетие науки и технологий: Вклад советских учёных в годы Великой Отечественной войны

9 мая 1945 года Советский Союз одержал победу в одном из самых разрушительных и кровопролитных сражений в истории человечества — в Великой Отечественной войне. Этот день навсегда стал символом мужества, героизма и единства советского народа, сокрушившего немецко-фашистский режим. Новые «тридцатьчетверки», легендарные «Катюши», приборы обнаружения самолетов и инновационные методы защиты кораблей — лишь некоторые из разработок советских учёных, которые позволили приблизить Великую Победу.

Наука и жизнь // Иллюстрации

В этом году Россия отмечает знаменательную дату — 80 лет со Дня Победы в Великой Отечественной войне. Этот день был вписан в историю благодаря самоотверженности и стойкости миллионов людей, и в том числе усилиями советских учёных.

Юрий Евгеньевич Максарёв — организатор массового производства танка Т-34.

Будущий талантливый организатор производства советских танков родился в 1903 году. В 27 лет окончил Ленинградский технологический институт по специальности инженер-технолог, именно тогда его судьба тесно переплелась с танкостроением. После вуза прошел путь от мастера до начальника цеха на Кировском заводе, а в 1938 году был назначен директором крупнейшего танкового завода страны — № 183 в Харькове (УССР).

Юрий_Евгеньевич_Максарёв.jpg
Фото: wikipedia.org

В 1940 году харьковское предприятие ускоренными темпами создавало технологию выпуска новейших в то время средних танков Т-34, которые по совокупности качеств позднее будут признаны лучшими за время войны. К концу того же года в войска поступило 115 боевых машин, а за первое полугодие 1941 – к ним добавилось еще 816.

В сентябре 1941 года 183-й завод был эвакуирован в Нижний Тагил (в настоящее время — Уралвагонзавод). Нужно было не только переместить производство на новое место, но и в разы нарастить выпуск боевых машин. Чтобы решить эту сложную задачу коллектив инженеров под руководством Юрия Максарёва разработал первую в мире систему поточно-конвейерного производства танков. В ходе войны она обеспечила выпуск невиданной до этого серии бронетехники – всего за годы Великой Отечественной войны разными заводами СССР было произведено более 53 тысяч Т-34 разных модификаций.

С 1938 года по май 1945 года советский танковый завод № 183 под руководством Максарёва изготовил более 31 тысяч танков, в том числе 28 тысяч Т-34. Для сравнения: ближайший аналог по классу и самый серийный танк вермахта Pz. IV был выпущен в количестве всего около 8,6 тысяч машин. Такая массовость обеспечила Красной армии значительное превосходство над немецко-фашистскими силами по числу механизированных частей, особенно во второй период войны.

В январе 1950 года Юрия Максарёва назначили на должность министра транспортного машиностроения. Однако, как и прежде, в фокусе его внимания оставалось танковое производство. В тот период, на рубеже 1940-1950 годов, началось переоснащение Советской Армии боевыми машинами первого послевоенного поколения — на вооружение поступали прорывные для своего времени средние танки Т-54, наследники танков линейки ИС – тяжелые Т-10, плавающие ПТ-76.

«Организаторский талант Юрия Евгеньевича перевернул представление о том, насколько реально можно увеличить эффективность производства. При его участии страна смогла к концу войны нарастить выпуск боевых машин в разы. Преимущество в числе танков стало одним из существенных факторов разгрома германских захватчиков и ускорило Великую Победу. Сегодня Ростех также уделяет ключевое внимание организации и модернизации производства: только за 2023 год танкостроительные заводы корпорации увеличили выпуск танков в 7 раз. Из цехов концерна «Уралвагонзавод» в армию поступают современные машины, всесторонне доказавшие свою эффективность на поле боя. Это глубоко модернизированные Т-72Б3, Т-72Б3М и Т-80БВМ, а также новейшие Т-90М «Прорыв». По совокупности характеристик Т-90М можно считать лучшим танком в мире из серийных образцов. И эта оценка находит многочисленные подтверждения в зоне СВО», — сказал Бекхан Оздоев, индустриальный директор кластера вооружений боеприпасов и спецхимии госкорпорации «Ростех».

Концепция танка Т-34, созданная советским инженером-конструктором Михаилом Кошкиным и развитая советским инженером-конструктором Александром Морозовым, стала канонической, благодаря ей сформировались требования к балансу огневой мощи, высокой защищенности, маневренности и подвижности. Т-34 и его модификации стояли на вооружении более чем 40 стран мира, а кое-где эксплуатируются до сих пор.

В Нижнем Тагиле в Музее бронетанковой техники находятся более 5 тысяч экспонатов, среди которых 15 натурных образцов — от Т-34 до Т-90С. Музей бронетанковой техники является составной частью Выставочного комплекса Уралвагонзавода, который, в свою очередь, входит в госкорпорацию «Ростех».

Дмитрий Иванович Блохинцев — создатель приборов обнаружения самолётов и подводных лодок.

Дмитрий Иванович Блохинцев — выдающийся учёный, его имя связано с созданием первой в мире атомной электростанции, а также с организацией Объединенного института ядерных исследований в Дубне. Дмитрий Иванович родился в 1907 году, а уже в 1935 году он избрался профессором кафедры теоретической физики физического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, с которым был неразрывно связан до последних дней жизни.

Дмитрий_Блохинцев_(фото_Всеволода_Тарасевича).jpg
Фото: В. Тарасевич, wikimedia.org

В годы второй мировой войны Блохинцев почти полностью переключился на работу по оборонной тематике в области акустики неоднородных и движущихся сред и вскоре стал ведущим специалистом в этой области. Молодой учёный смог вывести основные уравнения акустики, разработать теорию генерации шума и средств его приема.

На основе этих работ при непосредственном участии Дмитрия Ивановича были в кратчайший срок созданы приборы акустического обнаружения самолетов по создаваемому ими шуму и подводных лодок. За время Великой Отечественной войны советский военно-морской флот потерял 48% подлодок от числа участвующих в боевых действиях. Однако, например, Германия потеряла 67% подводных лодок, Италия — 66%.

В последние годы войны жизненно важной задачей для страны стало овладение атомной энергией. Начиная с 1947 года, Дмитрий Иванович активно включился в работу по развитию советской атомной науки и техники. Он занимался расчётно-теоретическими исследованиями по физике быстрых реакторов. Позже Блохинцев руководил проектированием и сооружением первой в мире Обнинской АЭС.

Лев Владимирович Альтшулер — определил способы работы немецких противотанковых гранатометов.

Лев Владимирович Альтшулер родился в 1913 году. В 1936 году он окончил физический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова и в 1940-м был призван в армию. Во время службы началась Великая Отечественная война. Молодой учёный принимал участие в боевых действиях в звании старшего техника-лейтенанта бомбардировочной авиации.

Altshuler_LV.jpg
Фото: wikipedia.org

К моменту нападения на СССР в Германии были созданы и приняты на вооружение кумулятивные артиллерийские снаряды калибра 75-105-мм. С началом боевых действий с фронтов стали поступать сообщения о том, что немецкая артиллерия применяет неизвестные ранее так называемые «бронепрожигающие» снаряды, эффективно поражающие танки.

В 1942 году Лев Владимирович Альтшулер был отозван с фронта по ходатайству Академии наук СССР для продолжения научной работы. Исследования о влиянии ударных волн взрыва на структуру металла позволили разгадать загадку немецких противотанковых гранатометов, «прожигающих» танковую броню: при осмотре подбитых танков обратили внимание на характерный вид пробоин с оплавленными краями. Альтшулер разработал высокоскоростные методы рентгеноструктурного анализа и импульсной рентгенографии явлений при взрыве и выстреле, в частности, изучил влияние ударных волн взрыва и кумулятивных струй на структуру металла.

Его труды оказались актуальны не только для разработки кумулятивных противотанковых зарядов, но и для советского атомного проекта. Вместе с физиками Евгением Забабахиным, Яковом Зельдовичем и инженером-механиком Константином Крупниковым учёный предложил новые схемы зарядов, которые были испытаны в 1951 и 1953 годах. Также результаты исследований Альтшулера и его сотрудников были использованы для расчёта результатов испытаний первой атомной бомбы в 1949 года и мощности других проектируемых атомных зарядов.

С 1989 году Лев Владимирович работал главным научным сотрудником Института теплофизики экстремальных состояний объединённого института высоких температур РАН (в настоящее время — ОИВТ РАН). Сегодня это один из крупнейших научных центров России в области современной энергетики и теплофизики. В ОИВТ РАН проводятся исследования в целях разработки новых водородных технологий для энергетики, изучение термодинамических, транспортных и оптических свойств реальных веществ при интенсивных импульсных воздействиях. Учёные работают над огромным сектором задач в сфере энергетики, продолжая дело Альтшулера.

Анатолий Петрович Александров — разработал метод и устройство защиты кораблей от магнитных мин.

Анатолия Петрович Александров родился в 1903 году. После окончания училища он поступил на физико-математический факультет Киевского института народного образования имени М.П. Драгоманова (в настоящее время — Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко).

Александров_Анатолий_Петрович.jpg
Фото: wikipedia.org

В начале ХХ века с развитием науки и техники в военном деле стали появляться средства обнаружения и уничтожения кораблей. В 1938–1941 годах в СССР началась работа в области защиты судов от подрыва на магнитных минах посредством размагничивания. Так, в Ленинградском физико-техническом институте (ЛФТИ) была сформирована группа под руководством Александрова по защите кораблей от неконтактных магнитных и индукционных мин (типы морских мин, взрыватели которых срабатывают под воздействием определённых физических полей корабля), а также торпед.

Идея, положенная в основу работ, состояла в размагничивании корпуса корабля. Предполагалось, что это можно сделать путем компенсации магнитного поля корабля с помощью закреплённых на нём специальных обмоток, через которые пропускался постоянный ток. При этом магнитное поле корабля может быть скомпенсировано магнитным полем тока в такой степени, что прохождение корабля над миной не будет вызывать срабатывания взрывателя, имеющего ограниченную чувствительность.

С приходом войны Александров в августе 1941 года прибыл в Севастополь для организации работ по оборудованию кораблей Черноморского флота «системой ЛФТИ», и к концу октября она была установлена более чем на 50 кораблях. При этом Анатолий Петрович совместно с Игорем Курчатовым, с которым они работали над созданием методов защиты кораблей, продолжали исследования по их совершенствованию.

В 1941–1942 годах работа по размагничиванию военных и транспортных судов, кроме Черноморского флота, уже была развернута на базах Балтийского и Северного флотов, Волжской военной флотилии. Метод успешно применялась при обороне Севастополя, во время блокады Ленинграда. Работы по размагничиванию кораблей проходили в тяжёлых боевых условиях, под артиллерийским и бомбовым обстрелом. С декабря 1941 года и до конца войны ни один корабль Военно-морского флота, прошедший размагничивание, не подорвался на магнитной мине. Созданная защита позволила сохранить тысячи жизней морякам и обеспечить успешные боевые действия на воде.

«Кто-то говорит, что Советский Союз одержал победу благодаря численному превосходству над противником. Однако мы победили за счёт большой воли к победе, за счёт силы русского духа, за счёт разработок отечественных учёных, которые буквально ковали победу. С 1943 года велась работа по созданию атомного оружия. И Александров, и Курчатов, и Альтшулер положили начало созданию ядерной энергетики СССР. Позже это выступило сдерживающим фактором в холодной войне. Росатом является одним из мировых лидеров атомной отрасли. Мы предвидим, что будет завтра, и готовы к этому сегодня. И в этом, конечно, большая заслуга тех, кто стоял у истоков зарождения отрасли. Мы помним и никогда не забудем!», — отметил Константин Рудер, заместитель директора Департамента коммуникаций госкорпорации «Росатом».

В Музее военно-морской славы в Кронштадте действует выставка, посвященная Александрову. Экспозиция рассказывает об основных этапах становления учёного как одного из основателей ядерной энергетики СССР, воспоминаниях коллег о совместной работе и жизненных ценностях учёного и конструктора. Выставка располагается рядом с атомной подводной лодкой К-3 «Ленинский комсомол» и доступна для бесплатного осмотра.

Яков Борисович Зельдович — усовершенствовал минометы «Катюша».

Яковом Зельдовичем и его способностями восхищался даже Игорь Курчатов. Любовь к науке и одарённость проявлялись у него с самого раннего детства. Он сразу поступил в 3-й класс школы. Зельдович не окончил вуз, но высшая аттестационная комиссия выдала ему специальное разрешение на защиту диссертации без вузовского диплома. Уже в возрасте 22 лет он защитил кандидатскую, а в 25 — докторскую диссертацию. Тогда его имя стало известным в научном сообществе.

Яков_Борисович_Зельдович.jpg
Фото: wikipedia.org

Ещё до войны, в Ленинграде, Яков Зельдович начал заниматься ядерной физикой, стал заведовать лабораторией в Институте химической физики. Когда началась война, институт был эвакуирован в Казань. Тогда 27-летний учёный работал над усовершенствованием «боевой машины 13» (БМ-13) — легендарной «Катюши» — занимался исследованием горения порохов реактивных снарядов, так как горение пороха зимой было нестабильным. В Казани в самые короткие сроки Зельдович открыл новый, более эффективный и безопасный тип горения пороха. Кроме того, учёный сумел доработать баллистику снарядов, чтобы они могли лететь еще дальше.

В годы Великой Отечественной войны «Катюши» стали настоящей инновацией. 14 июля 1941 года семь пусковых установок первой экспериментальной батареи реактивных минометов нанесли удар по скоплению немецких войск в центре города Рудня (Смоленская область). Их боевая мощь была невероятной для того времени. Эти самоходные установки позволяли наносить мощные залповые удары по вражеским позициям, эффективно подавляя огневые точки и артиллерию противника. Высокая мобильность и простота эксплуатации обеспечивали быстрое перемещение и перестрелку, что давало тактическое преимущество на поле боя.

БМ-13, возможно, не назвали бы «оружием победы» без Якова Борисовича Зельдовича. Его разработки так и остались тайной для немцев, которые не смогли разгадать секрет «Катюш» до самого конца войны. Использование БМ-13 существенно увеличило огневую мощь советских войск, что способствовало успешному проведению крупных военных операций. Благодаря своей эффективности «Катюши» стали символом советской стойкости.

«Яков Борисович — безусловно гений, который внёс неоценимый вклад в победу и в развитие науки. В послевоенное время он занимался разработкой атомной и водородной бомбы, стал соавтором нескольких научных открытий, предложил модель распространения плоской детонационной волны в газе. Роль учёных в приближении победы велика. Поэтому в такой важный для всей страны день, в 80-летие Великой Победы, нельзя не говорить о Якове Борисовиче Зельдовиче и его разработках», — прокомментировала Оксана Пискунова, директор Инженерно-физического института университета «Дубна».

В Десятилетие науки и технологий наша страна продолжает стремиться к технологическому лидерству, а современные разработки позволяют сохранять высокие темпы развития в сфере оборонно-промышленного комплекса, атомной промышленности и космической отрасли.

Материал подготовлен при поддержке Десятилетия науки и технологий. Оператор проведения Десятилетия науки и технологий – АНО «Национальные приоритеты».




Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее