Что можно увидеть на небе в июне 2023

Июнь — время летнего солнцестояния с самыми короткими ночами в году. Зато погода часто благоприятствует наблюдениям неба. В этот раз предлагаем обратить внимание на достаточно известное созвездие Змееносца, примостившееся вплотную к полосе Млечного Пути, которое иногда называют тринадцатым знаком зодиака.

Змееносец (на латыни Ophiuchus, сокращение Oph) — крупное экваториальное созвездие. Оно занимает 11 место среди 88 современных созвездий по площади и, имея 100 звёзд ярче 6m, делит 12–17 места по яркости. Созвездие известно с древности и описано в каталоге звёздного неба астронома II-го века Клавдия Птолемея «Альмагест». Подробнее о нём можно прочитать в статье «Время Змееносца. Летнее небо» («Наука и жизнь», № 6, 2023 г.).

Московское небо 15 июня 2023 года, полночь, южная сторона. Красными линиями показан астеризм Летний Треугольник, вершинами которого служат яркие звёзды Вега, Денеб и Альтаир. (Карты неба здесь и далее созданы с помощью программы Stellarium)
Московское небо 15 июня 2023 года, полночь, северная сторона.
Созвездие Змееносца. Имена указаны для звёзд с видимой величиной 5m и выше.
На снимке справа видны области ρ Змееносца (голубая) и Антареса (жёлтая). Рядом ещё четыре звезды Скорпиона. Слева полоса Млечного Пути. В центре туманность Трубка, а выше и правее – туманность Змея. (Изображение: ESO/S. Guisard)
Область ро Змееносца, с главной темной туманностью Lynds 1688 слева, сама ρ Змееносца в центре синей области (IC 4604). Антарес в желтой области и σ Скорпиона в красноватой Sh2-9 области, M 4 между ними. (Изображение: Adam Block/Steward Observatory)
Изображение шарового скопления М 12 (Автор: Adam Block)
Изображение рассеянного скопления NGC 6633, сделанное с помощью программы Stellarium (Автор: Roberto Mura)
Галактика NGC 6240 – результат слияния трёх галактик, одна из ближайших и хорошо изученных ультраярких инфракрасных галактик. (Изображение: Adam Block/Mount Lemmon SkyCenter/University of Arizona)

Змееносец не содержит очень ярких звёзд, но пять звезд со звёздной величиной выше 3m и ещё восемь выше 4m не дают ему затеряться на небе. Семь самых ярких звёзд созвездия образуют неправильный пятиугольник. Проще всего его найти с помощью наиболее заметного астеризма северного полушария неба — Летнего Треугольника, состоящего из звёзд Вега (α Лиры, 0m), Денеб (α Лебедя, 1,25m) и Альтаир (α Орла, 0,75m). На территории России созвездие Змееносца полностью видно повсюду, кроме северных районов. Наиболее благоприятные условия для его наблюдения наступают в июне.

Самая яркая звезда созвездия — голубовато-белая Расальхаге (α Oph, A5, 2,07m). Она имеет тусклый вторичный компонент — звезду K-типа.

Вторая по яркости звезда Змееносца — Сабик (η Oph, A1, 2,43m) — двойная система из двух похожих белых звёзд, которую трудно разрешить в любительские телескопы.

Третья звезда созвездия голубоватая ς Oph (O9, 2,57m) — сверхгигант, значительная часть света которого поглощается межзвёздной пылью, иначе ζ Oph светила бы в несколько раз ярче и была бы одной из самых ярких звёзд на небе.

Из других звёзд отметим звезду Барнарда — самую быструю на небе: скорость её движения по небу 10,3″/год. За это её часто называют «летящей». Этот красный карлик (9,5m, M4) находится на расстоянии всего 5,98 св. лет от Солнца, ближе к нам лишь система α Центавра. Подробнее о звезде Барнарда можно прочитать в статье «Летящая» («Наука и жизнь», № 7, 2017 г., с. 2). Расположена она чуть севернее V-образной группы звёзд 66, 67, 68, 70 Oph.

Змееносец богат шаровыми скоплениями, которые в основном располагаются сферическим роем вокруг центра Галактики. Самую большую звёздную величину имеет шаровое скопление M 62 (6,5m, угловой размер 15′, расстояние 28 700 св. лет). Для сравнения, видимый диаметр Луны 30′. Севернее находится M 19 (6,8m, 17′, 28 700 св. лет), имеющее овальную форму. Это одно из самых сжатых из известных шаровых скоплений. В центре созвездия расположены два ярких шаровых скопления M 10 (6,6m, 20′, 14 300 св. лет) и M 12 (6,7m, 16′, 16 400 св. лет). Они соседи не только на небе, но и в пространстве — между ними всего несколько тысяч световых лет. Примерно в 3º к юго-востоку от звезды Сабик (η Oph) находится скопление M 9 (7,7m, 9,3′, 25 800 св. лет). Это одно из самых близких шаровых скоплений к центру Галактики, между ними около 5500 св. лет. Почти все эти скопления можно наблюдать в бинокль, а в небольшой телескоп можно разглядеть составляющие их звёзды.

Из рассеянных скоплений отметим IC 4665 (4,2m, 45′, 1400 св. лет), которое на достаточно тёмном небе видно невооруженным глазом. Иногда его называют скоплением Летний (малый) улей за сходство со скоплением Улей (M 44) в созвездии Рака.

Галактик в Змееносце в целом немного, и располагаются они в северной части созвездия. Однако имеется очень интересная галактика NGC 6240 (12,8m, 2,1′×1,1′, 400 миллионов св. лет), также известная как галактика Морская звезда. Эта необычная галактика причудливой формы с ветвящимися пучками, петлями и хвостами стала результатом слияния сразу трёх меньших галактик.

Змееносец содержит много пылевых туманностей, среди которых можно выделить туманность Тёмная Лошадь — одна из крупнейших групп тёмных туманностей на небе, её общий размер 10°×10°. Находится она севернее звезды θ Oph (3,27m) недалеко от границ Змееносца с созвездиями Скорпиона и Стрельца и закрывает часть верхней центральной выпуклости Млечного Пути. С Земли она видна только в ясные безлунные ночи без светового загрязнения.

Планетарная туманность NGC 6572 примечательна своей большой яркостью (8,1m) и нестандартной прямоугольной формой.

* * * * *

А теперь поговорим о том, что можно наблюдать из объектов Солнечной системы на июньском небе. Отметим, что летнее солнцестояние с самой короткой ночью наступит 21 июня.

Самая быстрая планета, Меркурий, встретит лето в созвездии Овна, но уже 6 июня окажется в Тельце, затем 27 июня последуют Близнецы. Наблюдать Меркурий на средних широтах мешает Солнце.

Венера 3 июня перейдёт из Близнецов в Рак, а 26 июня в созвездие Льва. 4 июня она достигнет максимальной восточной элонгации (45º), поэтому условия её вечерней видимости будут прекрасные и превысят полтора часа, хотя и невысоко над горизонтом.

Марс встретит первый месяц лета в созвездии Рака, откуда 20 июня переместится в созвездие Льва. Условия его наблюдения по-прежнему ухудшаются.

Юпитер июнь проведёт в созвездии Овна. У него вечерняя видимость, которая понемногу улучшается, поскольку у него осенью противостояние. Аналогичная ситуация и у остальных гигантов: Нептуна в Рыбах, Урана в Овне и у Сатурна в Водолее. 18 июня Сатурн окажется в стоянии с переходом к попятному движению.

Карликовая планета Церера (8,1m–8,5m) перемещается по созвездию Дева.

Яркие астероиды

Название     Величина            Созвездия
 2 Паллада       8,9–9,1           Рак, Лев
 4 Веста       8,5–8,6          Овен, Телец
 8 Флора      10,7–10,1            Водолей
 3 Юнона          9,5  Орион, Телец, Орион
 20 Массалия    10,5–10–10,5  Стрелец, Змееносец
 11 Парфенопа           9,5–10          Змееносец
 15 Евномия        9,8–9            Стрелец
 39 Летиция      10,4–10,6          Змееносец

В противостоянии будут 5.06 Парфенопа, 7.06 Летиция, 16.06 Массалия.

Восходы и заходы Солнца и планет на широте 56º (Широта Москвы), долгота 0º, время UTC. В колонке Наблюдения указано благоприятное время наблюдения и максимальная высота со стороной света (ПЗ — после захода, ПВ — перед восходом).

Объекты                       15 июня

Первая четверть            26
 Полнолуние             4
 Последняя четверть            10
 Апогей   20 (405385 км)
 Перигей      6 (364860 км)

В июне заметных метеорных потоков нет.

Яркие кометы. Буквами обозначено время наблюдения: В — вечер, Н — ночь, У — утро.

Название    Блеск, время наблюдения и созвездия
 C/2021 T4 (Lemmon)             9m, У (низко); Кит, Скульптор
 C/2023 E1 (ATLAS)          9m, В, Н, У; Дракон, М. Медведица
 C/2020 V2 (ZTF)                          9m, У; Овен
 C/2022 A2 (PanSTARRS)              12m, Н (низко), У; Андромеда
185P/Petriew                11m, У; Рыбы, Овен, Телец
 237P/LINEAR                       12m, В, Н, У; Орёл

На наименьшем расстоянии от Земли 21.06 пройдёт комета 185P/Petriew — (r=0,93; d=1,5).

Чистого вам неба и удачных наблюдений!