Рукопись с Виллы Папирусов: исторический трактат о Древней Греции в библиотеке древнеримского философа

Новое исследование одного из геркуланских папирусов, выполненное с помощью искусственного интеллекта, возможно, откроет миру новый исторический трактат об эпохе эллинизма.

«Искусственный интеллект помогает расшифровать сгоревшую рукопись», — с таким сообщением выступил на ежегодном собрании Археологического института Америки (AIA) и Общества классических исследований (SCS) известный папиролог, филолог-классик, профессор Мичиганского университета Ричард Янко (Richard Janko)

Геркуланский свиток PHerc.Paris 4 из французской коллекции, исследованный в 2015 году / Vito Mocella et al., 2015, ndt.net.

Рукопись, которую профессор Янко называет «утраченной книгой», относится к находкам на знаменитой Вилле Папирусов, располагавшейся под древнеримским городом Геркуланумом и погибшей во время извержения Везувия 79 года. Несмотря на то, что папирусы изготавливали из органического материала — стеблей растения Cyperus papyrus — особые условия его «хранения» позволили дойти до наших дней довольно большому количеству свитков. В основном, конечно, благодаря сухому климату Ближнего Востока — фрагменты Кумранских рукописей до сих пор находят в пещерах Мёртвого моря. Но история с библиотекой Виллы Папирусов совсем иная.

В 79 году Геркуланум и местность вокруг него первые были уничтожены извержением вулкана. Фатальными для городка оказались пирокластические волны — газовые потоки высокой температуры. Перед тем, как всё побережье было засыпано продуктами вулканического извержения, эти пирокластические потоки промчались от Везувия к заливу, обуглив без сгорания на своём пути всё органическое вещество. Поэтому в Археологическом парке Геркуланума туристы могут увидеть деревянную лестницу или верёвку двухтысячелетней давности.

Villaofthepapyri.jpg
Раскопки Виллы Папирусов в 2000 году / Erik Anderson, Wikimedia Commons, CC BY-SA 3.0.

Виллу Папирусов, располагавшуюся к северу от Геркуланума, то есть на пути следования пирокластических потоков, раскапывали в XVIII веке методом тоннелей и до сих пор не раскопали полностью. Между 1752 и 1754 годами раскопщики неаполитанских королей нашли там целое сокровище — большое количество карбонизированных папирусных свитков. Очевидно, что хозяева виллы держали собрание свитков в небольшой комнате, где на полках их хранилось более 800. В таблинуме (так называли древние римляне кабинет) также был устроен шкаф для свитков: во время извержения в шкафу и на полу таблинума лежали папирусы. Несколько переносных футляров, набитых свитками, были брошены (вероятно, теми, кто пытался их спасти) в портике перистиля — большого открытого пространства с фонтанами и растениями. Всего было найдено около 1 800 свитков. Странные, на первый взгляд, места скопления папирусов объясняются просто: тесные и тёмные помещения библиотек того времени предназначались для хранения книг, а для чтения и работы с текстами их выносили в более подходящие комнаты.

Свитки с Виллы Папирусов невозможно было развернуть обычным способом, поэтому в XVIII веке привлечённый неаполитанским королем исследователь, генуэзский священник Антонио Пьяджио изобрёл специальную машину в виде ящика с вращающимся валом, которая аккуратно разворачивала обугленные свитки. Однако дело это было весьма трудоёмким, занимало массу времени и не гарантировало сохранности древних рукописей. А в 1785 году Пьяджио составил каталог найденных на вилле свитков. Последующие двести лет работа по разворачиванию, расшифровке и публикации свитков из библиотеки Виллы Папирусов продолжалась стараниями множества учёных.

Abbot_Piaggios_machine_Device-to-unroll-papyri_1756_Vatican.jpg
Машина для разворачивания карбонизированных папирусных свитков аббата Пьяджио / Страница из издания 1858 года «Tesoro Letterario di Ercolano» Джакомо Картуччи (Giacomo Castrucci), Wikimedia Commons, PD.

В результате этой деятельности удалось установить, что библиотека была не просто коллекцией книг, а являла собой тематическое собрание сочинений, связанных с философией последователей Эпикура. Этот древнегреческий философ проповедовал наслаждение жизнью, осмысленный отказ от страха перед смертью и веры в бессмертие души, а также невмешательство в общественные дела. Предположительно, хозяин виллы (вероятно, это известный римлянин из рода Пизонов) делегировал составление библиотеки философу-эпикурейцу и поэту Филодему из города Гадара на Ближнем Востоке. Ядро собрания составили сочинения Эпикура и самого Филодема, но коллекция свитков ими не исчерпывается.

Практически полное отсутствие трудов великих и знаменитых историков, писателей, юристов, ораторов, которые считались обязательными для библиотек римских аристократов, позволило учёным предположить, что книги из комнатушки составляли библиотеку не хозяина виллы, а самого Филодема. Согласно гипотезе, а также найденным черновикам, философ привёз в Италию собственное собрание свитков. Живя у своего покровителя Пизона, он продолжал работать над новыми трактатами, пополняя библиотеку. Сохранились сведения о библиотеках некоторых литераторов Римской империи, численность свитков в них достигала нескольких десятков тысяч. А если учитывать роскошь архитектуры и обстановки Виллы Папирусов, вкус её владельцев, можно с большой долей вероятности предположить наличие где-то в нераскопанных частях владения библиотеки самих Пизонов.

1024px-Getty_Villa_2.jpg
Возможная реконструкция одного из перистилей Виллы Папирусов на Вилле Гетти в Малибу, США / paulkhor from NY NY, Wikimedia Commons, CC BY 2.0.

С 1980-х годов множество учёных пытались разработать методы чтения и реконструкции текстов уже развёрнутых свитков из библиотеки Виллы Папирусов. Работу координируют специально созданные структуры Consiglio Centro Internazionale per lo Studio dei Papiri Ercolanesi (CISPE) при Soprintendente Oficina dei Papiri в Национальной библиотеке Неаполя — там ведут учёт известных геркуланских папирусов (все они имеют код PHerc. с порядковым номером), их состояния, места хранения, историю изучения, а также распределяют папирусы между исследователями и следят за публикациями.

Эксперименты учёных начала XXI века позволили проводить исследования обугленных и спёкшихся свитков папирусов неинвазивными и щадящими методами — от рентгена и различных методов компьютерной томографии (например, микро-КТ на основе рентгеновских лучей или рентгеновской томографии с фазовым контрастом) до мульти- и гиперспектральной съёмки.

В начале XIX века шесть свитков из раскопок на Вилле Папирусов были подарены неаполитанским королем Наполеону Бонапарту и теперь хранятся в Институте Франции в Париже. В общей базе геркуланских папирусов они получили обозначения PHerc.Paris с порядковым номером от 1 до 6. Папирусный свиток, о котором идёт речь в сообщении профессора Янко, принадлежит как раз к этой коллекции и представлял собой спёкшийся обугленный рулончик, как и все геркуланские свитки. В 1986 году была сделана попытка его развернуть, что привело к повреждению папируса.

С 2007 по 2012 год Даниэль Делаттре (Daniel Delattre), французский папиролог, и Брент Силз (Brent Seales), директор Center for Visualization and Virtual Environments университета Кентукки сканировали папирусы PHerc.Paris 3 и PHerc.Paris 4 из французской коллекции. Однако оказалось, что хоть сканирование и показало внутреннюю структуру свитков, распознать написанный чернилами текст не удалось.

В 2015 году исследовательская группа под руководством Вито Мочеллы (Vito Mocella) подвергла свитки PHerc.Paris 1 и PHerc.Paris 4 изучению методом рентгеновской томографии с фазовым контрастом (x-ray phase-contrast tomography, XPCT). Эксперименты позволили обнаружить следы записи чернилами, определить некоторые буквы и, сравнив данные с результатами изучения свитка PHerc.1471 (написанного в тот же период – во вторую четверть I века до нашей эры), даже установить стиль почерка переписчика.

На этот раз команда Силза изучать очередной папирус из французской коллекции предоставила компьютерной программе, обучив её анализировать трехмерные изображения, созданные с помощью микро-КТ.

Ни автора сочинения, ни его содержание установить пока не удалось. Тем не менее, искусственный интеллект смог восстановить небольшие фрагменты текста, в которых упоминаются имена македонских правителей и полководцев — Александра Великого, Селевка, основателя империи Селевкидов, и Кассандра, одного из правителей Македонии после смерти Александра. И это открытие ставит исследователей библиотеки Виллы Папирусов перед фактом наличия в собрании философских и литературных текстов единственного пока исторического трактата об эллинистическом периоде истории Древней Греции.

Alexandermosaic.jpg
«Мозаика Александра Великого» из Дома Фавна в Помпеях с изображением одной из битв с участием Александра Македонского / Magrippa / Piero, Wikimedia Commons, GNU FDL.

Впрочем, у Джеффри Фиша (Jeffrey Fish), литературоведа и папиролога, профессора Университета Бейлора в Техасе, есть обоснованное предположение, как историческое сочинение попало в библиотеку философа Филодема. Фиш специализируется на античной критике Гомера и готовит к публикации трактат Филодема «О хорошем государе сообразно Гомеру» (посвящённом, кстати, Кальпурнию Пизону, бывшему в 50-х годах до нашей эры проконсулом римской провинции Македонии). В этом сочинении философ хвалит гомеровские образы греческих правителей Одиссея, Нестора, Алкиноя за мудрость и стремление к мирному разрешению конфликтов, при этом, по словам Фиша, представляя правителей эпохи эллинизма в негативном свете, и поэтому Филодему понадобился исторический трактат. Ричард Янко предполагает, что свиток с трактатом древнегреческий философ мог позаимствовать и не вернуть из-за известных событий.

Исследование «утерянной книги» с предполагаемым историческим трактатом пока не опубликовано в рецензируемом журнале.


Автор: Юлли Улётова


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее