Раскраски для взрослых

Ищем и отмечаем митохондрии на микрофотографиях плаценты и не только вместе с Марией Осетровой.

Всем привет, я Маша Осетрова, и я работаю в проекте Люди науки, где мы рассказываем о том, как люди без специальных знаний и навыков могут сделать свой вклад в науку. Хотя нас постоянно пугают искусственным интеллектом, пока далеко не все задачи ему под силу. Например, он довольно плохо справляется с поиском паттернов на изображениях. А вот научные волонтёры подходят для этого отлично. В сегодняшней подборке — несколько проектов по анализу микроскопических снимков, в которых учёным и искусственному интеллекту требуется ваша помощь.

Энергетика плаценты

Проект «Science Scribbler: Placenta Profiles» создали специалисты по визуализации из Diamond Light Source (крупнейший в Великобритании синхротронный центр) и Института Розалинды Франклин, а также исследователи из университетов Манчестера и Саутгемптона. Для анализа учёные собрали образцы плаценты от женщин, беременность которых проходила нормально, а также от тех, у кого она осложнялась преэклампсией или задержкой роста плода. Оба эти состояния связаны с нарушениями в нормальной работе плаценты, поэтому учёные надеются выяснить, что именно «сломалось» в организме. В случае с плацентой это особенно сложно, поскольку она состоит из множества разных клеточных типов.

Сейчас проект сфокусирован на синцитиотрофобласте — самом внешнем клеточном слое плаценты. Он отделяет организм матери от организма ребенка и передаёт растущему плоду кислород и питательные вещества из материнской крови. Этот процесс поддерживают разные клеточные структуры, в том числе — митохондрии, однако об их динамике в плаценте известно не так много. Так что задача волонтёров — отметить все митохондрии, которые они видят на снимке с микроскопа. Сейчас это приходится делать вручную, но учёные надеются использовать проделанную волонтёрами работу, чтобы обучить алгоритм и компьютер смог бы решать эту задачу самостоятельно.

9.jpg
Плацента в разрезе во время беременности (a и b), внешние слои плаценты в приближении (c) и изображение митохондрий в синцитиотрофобласте. Илл.: Zooniverse.org

Изображения для анализа получены при помощи серийной сканирующей электронной микроскопии. Это метод, при котором сначала делается снимок поверхности образца, затем отрезается очень тонкий слой и делается следующий снимок, затем ещё один и так далее. Таким образом получается серия 2D снимков, из которых затем можно воссоздать 3D изображение образца. В каждом задании — три последовательных изображения. Можно смотреть их по отдельности, можно все три одновременно, а можно в виде очень короткого видео.

Область в оттенках серого — это клетки, а фон выделен красноватым цветом. Митохондрии на снимках выглядят как небольшие круги или овалы с чётким тёмным контуром. Иногда внутри виднеются полоски — это кристы, складки внутренней мембраны митохондрий. На первом снимке мне попалось всего несколько митохондрий, хотя авторы пишут, что обычно их должно быть 5-25 штук. Как и просят создатели проекта, отмечаю даже те кружочки, в которых не уверена на 100%.

1.jpg
Илл.: Zooniverse.org

На следующем снимке клеток почти не видно — на этот случай есть галочка «тут нет митохондрий», отмечаю и иду дальше.

6.jpg

3.jpg
Илл.: Zooniverse.org

Искать митохондрии оказалось довольно легко и приятно. В проекте два пути волонтёра: можно смотреть снимки в «Top View» и в «Side View» — видимо, это непосредственно 2D-изображения, полученные с микроскопа, и те же снимки, объединённые в 3D-снимок и разрезанные поперёк. Лично мне с первым заданием было проще, в боковом виде митохондрии как будто не такие ровные и круглые, как в виде сверху. Но, может быть, это просто моё ощущение.

Раскраска против рака

Ещё один похожий проект — «Etch A Cell – VR», созданный исследователями из Великобритании, Канады, Ирландии и Австралии. В нём собраны снимки тысяч раковых клеток, сделанные при помощи электронного микроскопа.

Одна из целей проекта — создать виртуальную реальность из полученных данных, чтобы учёные буквально могли посмотреть на раковые клетки под другим углом. Получиться должно что-то такое: пространство, в котором можно прогуляться по поверхности раковой клетки, а затем нырнуть внутрь и посмотреть на неё изнутри. Главное бутылочное горлышко подобных исследований — ручная сегментация, то есть разметка различных клеточных структур. Именно в этом учёные просят помощи у волонтёров.

5.jpg
Илл.: 3D Visualisation Aesthetics Lab, UNSW Australia, Zooniverse.org

В этом проекте тоже нужно отмечать митохондрии, но инструмент немного другой: нужно не просто тыкать в центр, а обводить каждую по периметру. Попасть точно в контур очень сложно, но, к счастью, авторы проекта и не ждут от участников 100%-ной точности. Но зато, например, просят обводить даже те митохондрии, которые не полностью поместились в кадр. На этот раз на каждое задание приходится целых пять снимков, но рисовать нужно только на центральном.

На первом снимке попалось две митохондрии, мне удалось относительно точно обвести их обе с первого раза при помощи тачпада. С телефона было чуть сложнее, но помогла возможность увеличить изображение.

8.jpg
Илл.: Zooniverse.org

На втором изображении митохондрий оказалось побольше и сами они были покрупнее. Я, конечно же, несмотря на все предостережения инструкции, ошиблась с выбором снимка из серии и разметила все на втором вместо третьего — пришлось переносить. На всякий случай разметку со второго изображения тоже удаляю, а то всё-таки в инструкции просят отмечать только на третьем. Но дальше дело пошло бодрее, и я всегда проверяла, что выбран центральный снимок, с самого начала.

2.jpg
Илл.: Zooniverse.org

На снимках в этом проекте митохондрии очень сильно различаются по форме — далеко не все они похожи на ровные кружочки или овалы. Наверное, именно поэтому и недостаточно просто отметить центр, нужно обводить весь контур. Я обработала пару десятков снимков, все они выглядели очень похоже. Почему-то на каждом снимке клетки занимают только правую половину —  может быть, сейчас в обработке только левый край всех изображений.

Палка, палка, огуречик Etch a Cell — ER

У команды Etch A Cell активен ещё один проект, посвященный сегментации микроскопических снимков — «Etch A Cell – ER». В нём нужно отмечать не митохондрии, а эндоплазматический ретикулум (ЭПР). Это одна из самых крупных органелл клетки, которая участвует во многих процессах, включая синтез и транспортировку новых белков в клетке. ЭПР состоит из связанной между собой сети мембран разного размера и формы.

Одна из задач проекта — исследовать, как ведёт себя эндоплазматический ретикулум в процессе деления клетки. О том, как делится ядро клетки и как между дочерними клетками распределяется генетический материал, известно довольно много, а вот как они делят между собой органеллы — почти ничего. Поэтому исследователей особенно интересует, как меняется форма ЭПР в процессе деления.

На изображениях с микроскопа ЭПР выглядит как длинные «червячки» или «кляксы» разного размера или формы, иногда это совсем маленькие кружочки. Как и у митохондрий, у них тёмный контур, но полосок внутри нет. Кроме того, отдельные «кляксы» должны быть сгруппированы вместе.

Когда уже знаешь, как выглядят митохондрии, с которыми перемешан ЭПР, становится проще определять, где правильные «кляксы» и «червячки». Кстати, это же знание помогает не спутать ЭПР с оболочкой ядра: хотя выглядит она как такой же длинный червяк, по одну сторону от неё (где как раз и находится ядро клетки) не должно быть митохондрий или других клеточных компонентов, которые окружают ЭПР.

4.jpg
Илл.: Zooniverse.org

Снимок с ядерной мембраной попался мне прямо сразу. Отмечаю только то, что находится сверху от ядерной оболочки. Обводить длинные колбаски куда сложнее, чем кругленькие митохондрии — кстати, и там самыми сложными были наиболее вытянутые. Со следующим снимком было попроще, точно никаких ядер, только ЭПР. Уф, зато пришлось отметить аж 27 областей — и наверняка я всё равно что-то пропустила. Уповаю на других, ещё более зорких волонтёров. Теперь понятно, почему этот шаг так сильно тормозит анализ: много изображений за один присест не сделаешь, даже если настроен решительно, со временем очень сложно не пропустить ни одного пятнышка или пузырика, приходится делать перерыв.

7.jpg

Итоги

Как показывает успешный опыт команды Etch A Cell, уже разметившей ядерные оболочки на 500 микроскопических снимках на портале Zooniverse, эта задача вполне по силам научным волонтёрам. О том, как использовать полученные от волонтёров данные для машинного обучения, исследователи уже написали статью. У каждого из трёх описанных проектов — по несколько тысяч волонтёров и единомышленников, благодаря им проект «Etch A Cell — VR» уже близок к завершению. О новостях проектов команды Etch A Cell можно узнавать на их страничке в Твиттере. Так что если вам нравится изучать микроскопические снимки, а в детстве вам хорошо давались задания соединить точки, то в этих проектах вам точно будут рады. Задача не из легких и за один присест много не сделаешь, но это вполне может стать полезным хобби.

Автор: Мария Осетрова