Клещевой сезон

С наступлением тепла нам хочется выйти на природу – но там нас уже поджидают клещи. Сотрудники Жигулёвского заповедника напоминают о мерах предосторожности, а заодно рассказывают, что это вообще за существа.

Голодная самка иксодового клеща. (Фото Жигулёвского заповедника)

Речь идёт об иксодовых клещах, среди которых есть весьма опасные кровососы – переносчики клещевого энцефалита и других болезней. Если говорить о Среднем Поволжье, то наиболее распространёны здесь два вида иксодовых клещей: таёжный и европейский лесной. Около 1,5 млн лет назад, в плейстоцене, началось интенсивное расселение таёжного клеща из Восточной Сибири на Урал и северо-восточные районы Европы. Приблизительно в это же время, в позднеледниковую эпоху, на Русской равнине с юго-западных областей Европы шло расселение лесного клеща. Смыкание границ их ареалов (областей обитания) произошло в пределах Среднего Поволжья.

Заметим, что заселение Среднего Поволжья человеком по данным археологии датируется мустьерским периодом палеолита, то есть примерно 100 тыс. лет назад. Выходит, что таёжный и лесной клещи поселились в нашем крае очень и очень задолго до человека.

В настоящее время клещи встречаются практически во всех лесных массивах, но преобладают в лиственных лесах из липы и осины, потому что в таких лесах живёт особенно много животных, на которых клещи кормятся. Цикл развития клещей длится 3–4 года. В него входит 4 фазы: яйцо, личинка, нимфа и взрослый клещ. На стадиях личинки и нимфы клещи кормятся на мелких зверях, реже птицах и ящерицах.

Основной прокормитель – рыжая полёвка, самый массовый вид в наших лесах. Взрослые клещи присасываются к более крупным млекопитающим – лосям, косулям, кабанам, домашнему скоту. Клещей, присосавшихся к человеку, нужно причислить к безнадёжным неудачникам, так как ни один из них не заканчивает своего полного жизненного цикла и не оставляет потомство – их ждёт неминуемая безвременная гибель от руки человека.

Иксодовый-клещ-самка-напившаяся-крови.jpg

Самка клеща, напившаяся крови. (Фото Жигулёвского заповедника)

За всю свою жизнь клещ питается всего три раза: один раз на стадии личинки, один раз на стадии нимфы и один раз на стадии взрослого клеща. Длительность питания у личинки и нимфы от 2 до 5 суток, у взрослых клещей обычно 5–11 суток. За это время масса тела у взрослых самок может увеличиваться в 90–130 раз. Наевшаяся до отвала самка сможет отложить до 2000 яиц, при менее обильном кровососании яиц будет меньше.

Большую часть жизни, за исключением короткого периода паразитизма, клещи проводят в лесной подстилке, где переваривают кровь и развиваются, или на траве и кустарниках в ожидании кормильца. Личинки и нимфы таёжного клеща могут прожить без пищи около 14–15 месяцев (включая одну зимовку, т.е. неактивное состояние до 9–10 месяцев), сохраняя при этом способность к питанию. Второй зимовки голодные личинки и нимфы не переносят. Голодные взрослые особи, вышедшие после зимовки и не попавшие на хозяев, погибают к концу первого сезона своей активной жизни.

Замечено, что в Среднем Поволжье период максимальной активности клещей совпадает со временем массового цветения черёмухи и началом цветения земляники. Конец клещевой активности приходится ко времени массового цветения и отцветания липы. Затем число активных особей постепенно снижается и полностью исчезает в августе. При ясной погоде клещи активны утром и вечером, а в пасмурные дни, но без осадков, клещи активны в течение всего дня. При обильных и продолжительных осадках агрессивность клещей падает до нуля. Если вам выпало прогуляться на природе в клещевой сезон, то первейшие меры предосторожности – это правильная одежда, не позволяющая клещам добраться до тела, и бдительность: необходимо часто и внимательно осматривать собственную одежду и убирать с неё клещей.

Иксодовый-клещ-самец.jpg

Самец иксодового клеща. (Фото Жигулёвского заповедника)

Как было сказано выше, клещи переносят энцефалит. Носителями вируса являются дикие млекопитающие: мелкие мышевидные грызуны и крупные – лось, косуля, кабан. Вирус клещевого энцефалита обнаружен и у крупного рогатого скота, который заражается при свободном выпасе в лесу. Причём в условиях, когда вырубаются леса и исчезают дикие копытные, роль главных прокормителей клещей выполняют как раз сельскохозяйственные животные. Вирус энцефалита, находясь в организме животных-прокормителей или клещей, не приносит никакого вреда ни тем, ни другим – болеют из-за него только люди.

Клещевой энцефалит стал широко известен в 30-х годах XX века, когда началось активное освоение территории Сибири и Дальнего Востока. Масса народа хлынула в тайгу строить новый мир: геологи, лесорубы, строители, в том числе и заключённые. Но приезжие из европейской части России часто заболевали тяжёлой неизвестной и страшной болезнью. Болезнь выбирала свои жертвы странно и непонятно: болели крепкие молодые мужчины, а более слабых – младенцев, стариков, женщин – болезнь щадила. Коренные жители, как правило, или не болели вовсе, или переносили эту болезнь в лёгкой форме. Открытую болезнь назвали клещевым энцефалитом – клещевым – потому что передаётся клещами, энцефалитом – потому что при ней происходит воспаление головного мозга.

Впервые биологию и эпидемиологию клещей-переносчиков подробно изучил академик Евгений Никанорович Павловский. Он отнёс клещевой энцефалит к заболеваниям с природной очаговостью, то есть, встречающимся в природе независимо от человека. Позже оказалось, что природные очаги энцефалита есть по всему ареалу таёжного клеща, в том числе на территории Самарской, Ульяновской и других областей Поволжья. В Самарской области энцефалитный очаг находится на правобережье Волги, в Жигулёвских горах. Он характеризуется сравнительно высокими показателями заболевания и очень высокой численностью иксодовых клещей.

И. В. Любвина