Чернокожие героини банкнот

Женщины на банкнотах появлялись не очень часто, а уж темнокожие женщины и подавно были редкостью. Два примечательных примера, когда эту несправедливость попытались исправить, связаны с именами великой певицы из Кабо-Верде и знаменитого борца за права темнокожих в Канаде.

Название республики Кабо-Верде до 1986 года официально переводилось на русский язык как Республика Островов Зелёного Мыса. Государство, расположенное на островах в Атлантическом океане в 600 км от побережья Африки, получило независимость только 5 июля 1975 года. Прежний колониальный эскудо Островов Зелёного Мыса заменил эскудо Кабо-Верде. Сейчас в обращении находятся банкноты 200, 500, 1000, 2000 и 5000 эскудо выпуска 2014 года. Две тысячи эскудо Кабо-Верде посвящены великой певице Сезарии Эворе, чей портрет размещён на лицевой стороне денежного знака; на оборотной мы видим скрипку на фоне закатного побережья.

Образец банкноты Кабо-Верде достоинством 2000 эскудо (лицевая сторона). 2014 год.
Сезария Эвора.
Банкноты Канады достоинством 10 долларов (лицевая и оборотная сторона). 2018 год.
Виола Десмонд.
Музей прав человека в городке Виннипег (Канада).

Хотя Эвора стала поп-звездой достаточно поздно, в 52 года (первый сольный альбом она записала в Лиссабоне в 43), успех её был без преувеличения триумфальным: она выступала по всему миру (в том числе и в России, где она впервые спела в Москве в 2002 году в театре «Школа драматического искусства»), была пять раз была номинирована на «Grammy» (альбом «Cesária» в 1995, альбом «Cabo Verde» в 1997, альбом «Miss Perfumado» в 1999, альбом «Café Atlantico» в 2000 и в 2001), и стала лауреатом этой премии в 2004 году за альбом «Voz dAmor». Во Франции, где количество проданных её дисков составило 200 000 экземпляров, она получила орден Почётного легиона. Но самой высокой наградой для певицы стал титул «королевы морны» (морна – музыкальный стиль Островов Зелёного Мыса, его ритм воспроизводят ноты на лицевой стороне двух тысяч эскудо).

Начав со стиля морна, Сезария Эвора вскоре стала выступать с африканскими песнями, фаду, блюзовыми композициями. Несмотря на мировую славу и оглушительный успех Сезария никогда не забывала о своём тяжелом детстве и юности. Родилась она в семье музыканта и кухарки. Девочке не исполнилось и 7 лет, когда отца не стало, а детей в доме было, как говорится, семеро по лавкам. Чтобы хоть как-то облегчить жизнь семье, мать отдала Сезарию в приют. Повзрослев, девушка вернулась домой и стала помогать матери: чистила, мыла, стирала, готовила, а в семнадцать лет стала работать в музыкальных барах. Природа одарила девушку сильным и уникальным голосом с истинно магическим тембром. Слушатели сразу полюбили юную певицу, и всегда поддерживали ее бурными аплодисментами.

Эвору называли босоногой дивой – она всегда ходила без обуви, оставаясь босой даже на концертах, и лишь на гастролях в странах с холодным климатом позволяла себе сандалии. На вопрос о босоногом имидже она отвечала, что таким образом выражает солидарность с африканскими женщинами и детьми, живущими за чертой бедности. При этом Эвора не ограничивалась лишь символической поддержкой: достигнув финансового благополучия, она стала финансировать всю систему начального и большую часть среднего школьного образования в Кабо-Верде, где на её деньги содержалась также почти половина здравоохранения страны и несколько больниц. Благодарные жители переименовали в её честь один из трёх аэропортов Кабо-Верде, воздвигли ей памятник, а в 2014 году, спустя около трёх лет после смерти Эворы 17 декабря 2011 года, увековечили её память ещё и на банкнотах. Как и в случае множества других современных банкнот, две тысячи эскудо Кабо-Верде, сделанные знаменитой британской фирмой Thomas de la Rue, хорошо защищены от подделок и снабжены метками для слепых и слабовидящих людей.

Совсем недавно, 19 ноября 2018 года, в Канаде вышла в обращение десятидолларовая полимерная банкнота с изображением знаменитого борца с расовой сегрегацией Виолы Десмонд. Она сменила на десяти долларах сэра Джона Александера Макдональда – юриста и политика, первого премьер-министра суверенной Канады, которого по праву называют одним из отцов  канадской конфедерации. (Правда, портрет Макдональда не исчезнет совсем с денег, его перенесут на купюру более высокого достоинства.)

Десмонд выбрали среди нескольких претенденток, в числе которых были писательница Полин Джонсон, инженер-авиаконструктор Элси Макгилл, легкоатлетка Бобби Розенфельд и журналистка-суфражистка Идола Сен-Жан. Если не считать королеву Великобритании, которая иногда появляется на купюрах Канады, Виола Десмонд стала второй женщиной на канадских деньгах после Агнес Макфейл, о которой мы уже как-то рассказывали.

Торжественная церемония введения в обращение новой десятки состоялась в Музее прав человека в Виннипеге. Этот музей из стекла и стали (рис. 5) заслуживает того, чтобы сказать о нём несколько слов. Он выстроен по проекту студии архитектора Антуана Предока (Antoine Predock), который на сей раз предложил волнообразный дизайн, отличающийся от угловатых форм, свойственных другим его зданиям.  Необычный по форме, музей «врезан в землю… и растворяется в небесах абстрактными эфемерными крыльями белого голубя». Изображение музея занимает большую часть оборотной стороны купюры, кроме того, и лицевая, и оборотная её стороны украшены кленовыми листьями – национальным символом Канады.

В буквальном смысле в обращение десять долларов ввела сестра Виолы Десмонд – Ванда Робсон, первой совершив покупку с новой купюрой. Это был символичный жест, так как история легендарной чернокожей женщины получила широкую известность в первую очередь благодаря усилиям Ванды, написавшей о своей сестре книгу «Сестра Отваги» («Sister to Courage»), которая была опубликована в 2010 году.

Виола Десмонд родилась в Галифаксе 6 июля 1914 года. Как и у Эворы, это была многодетная семья, где помимо Виолы было ещё десять детей. Её отец, выходец из негритянской семьи среднего достатка, несколько лет работал портовым грузчиком, затем открыл парикмахерскую, а мать была дочерью белого священника. Виола начинала работать учительницей в негритянской школе, но потом решила стать косметологом. Она сначала поступила в школу косметологии в Монреале (одно из тех немногих мест, где в то время чернокожие студенты могли получить высшее образование), а потом продолжила обучение в Нью-Йорке. Всё складывалось просто замечательно: по возвращении в Галифакс она открыла там косметический салон, обслуживавший в основном негритянскую клиентуру. Бизнес оказался прибыльным, и Виола открыла косметологическую школу (в которой учились, в том числе, чернокожие студентки), а затем расширила сеть своих салонов по всей провинции Новая Шотландия.

Её известность как борца с расовой сегрегацией началась в буквальном смысле с похода в кино. 8 ноября 1946 года Виола Десмонд ехала на деловую встречу, но в небольшом городке Нью-Глазго её автомобиль сломался. Чинить его должны были несколько часов. Чтобы убить время, Виола решила пойти в кинотеатр. В кассе она попросила дать ей билет в партер, но вместо него кассир дал ей билет на балкон, места на котором обычно предназначались для цветных. Не обратив внимания на это, Десмонд попыталась войти в зал, но её остановил билетёр, указав, что её билет действителен только для мест на балконе. Десмонд вернулась в кассу и попросила заменить билет, предложив доплатить разницу в цене. Кассир отказался, сославшись на то, что ему не разрешено продавать билеты в партер «таким, как она». Все попытки Виолы попасть в партер кинотеатра не увенчались успехом, и всё окончилось тем, что её вытащили из зала и отправили в полицейский участок. Во время ареста она получила травмы бедра и колена и провела ночь в камере.

Суд обвинил её в попытке уклониться от уплаты провинциального налога на развлечения (налог на билет на балкон и в партер различался на один цент). Хотя Десмонд доказывала, что была готова заплатить разницу в цене на месте, суд приговорил её к уплате штрафа в размере двадцати шести долларов. Во время слушания Десмонд не предоставили защитника и даже не проинформировали, что она имеет на это право. Хотя в судебном слушании в Нью-Глазго расовая принадлежность Десмонд не была упомянута ни разу, она сочла очевидным, что её настоящим преступлением была попытка занять место, отведённое для белых зрителей. Здесь вся история могла бы и закончится, но Десмонд не остановилась – она начала борьбу с расовой дискриминацией. У Виолы были и сторонники, и противники, называвшие её разжигательницей расовой розни. Как бы то ни было, борьбе Десмонд и тех, кто её поддерживал, принесла плоды – расовую сегрегацию в Канаде запретили законом. Через 11 лет после этого, в 1965 году, Виола Десмонд умерла в Нью-Йорке в возрасте пятидесяти лет. В Канаде о ней помнят: в 2010 году в Университете Кейп-Бретона учредили кафедру социальной справедливости имени Виолы Десмонд, а через два года почта Канады выпустила марку с её портретом. Теперь её можно видеть и на новых десяти долларах (которые, кстати, впервые для канадских купюр имеют вертикальную ориентацию).

К банкнотным Эворе и Десмонд вскоре должна присоединиться третья чернокожая женщина – по сообщению Минфина США, в 2020 году на 20-долларовой купюре появится портрет Гарриет Табмен, боровшейся за права негров в XIX веке. 

Автор: Ольга Воробьёва


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее