№12 декабрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Мосты на евро – вымышленные и реальные

Мосты на евро, которые дизайнер создавал как обобщённые представления того или иного стиля в искусстве, сошли c банкнот в реальный мир – их все можно увидеть сейчас в одном из районов Роттердама.

Фрагмент банкноты достоинством 5 евро (оборотная сторона).
Мост Пон-дю-Гар.
Банкнота достоинством 10 евро (оборотная сторона).
Мост Сент-Бенезе.
Банкнота достоинством 20 евро (оборотная сторона).
Мост Валантре.
Фигурка каменного дьявола с моста Валантре.
Банкнота достоинством 500 евро (оборотная сторона).
Вантовый мост у города Гавр в Нормандии.
Модели мостов, изображенных на евро, в Нидерландах.
График и дизайнер Роберт Калина с эскизами евровалюты.

Те, кому приходилось держать в руках евро, наверняка обращали внимание на мосты, которые на них изображены. Однако в отличие от мостов на российских рублях, мосты на евро в реальности не существуют. Дизайнер и график Роберт Калина при работе над евро руководствовался основной темой «Эпохи и образы Европы», и сделал для семи банкнот обобщённые представления семи архитектурных стилей. На лицевой стороне каждой банкноты изображены окна и арки, символизирующие дух открытости и сотрудничества, а на оборотной – мосты, как бы связывающие государства Европы между собой и со всем миром*. На пяти евро мы видим пример из античности, на десяти – романский стиль, на двадцати евро – готику, на пятидесяти – ренессанс, на ста – барокко и рококо. Двести евро представляют индустриальную эру (железо и стекло), наконец, пятьсот евро – современную архитектуру. Однако, повторим ещё раз, все эти стили демонстрируются на примере обобщённо-типических городских мостов. Если бы на купюрах были конкретные сооружения, многие страны почувствовали бы себя обиженными: почему их мостов на евро нет, а чужие – есть?

Тем не менее, с того самого момента, как единую валюту евро ввели в оборот, не прекращаются споры о том, какие реально существующие мосты послужили прообразами для тех, что изображены на купюрах. Так, считается, что на купюре номиналом пять евро изображён мост Пон-дю-Гар (фр. Pont du Gard), то есть «мост через Гар», или Гардский мост, сохранившийся со времён Римской империи. Он находится во французском департаменте Гар близ Ремулана и перекинут через реку Гардон, которая раньше называлась Гар. Изначально это был акведук – трёхъярусное арочное сооружение, предназначенное для водоснабжения водой города Нима. Он входил в состав водопроводной системы из каналов, акведуков и туннелей, общая длина которой составляла 50 км. Современные подсчёты показали, что благодаря акведуку каждый житель города мог расходовать по 400 литров воды ежедневно. Долгое время считалось, что он сооружен в 19 году до н. э. по приказу государственного деятеля и полководца Марка Випсания Агриппы, друга и зятя императора Октавиана Августа. Однако новейшие исследования говорят о том, что строительство велось позже, в середине I века н. э. Интересно, что огромные каменные блоки (некоторые весят более пяти тонн) сложены без применения раствора.

После падения Римской империи акведук превратился в мост и, несмотря ни на что, дошёл до наших дней в прекрасном состоянии. Это самый высокий сохранившийся древнеримский акведук, его высота 47 метров – как у современного шестнадцатиэтажного дома. Сейчас Пон-дю-Гар внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Прообразом следующего, «десятиеврового» моста послужил, по мнению некоторых, ещё один французский мост – Сен-Бенезе (Pont Saint-Bénézet) через реку Рона в городе Авиньон. По легенде маленький пастушок Бенуа, которому было двенадцать лет, получил божественное знамение идти и строить этот мост (позже пастушок стал известен как святой Бенезе). Строительство началось в 1175 году и закончилось через восемь лет. Изначально мост имел двадцать два пролёта и длину 915 метров. Он связывал между собой территорию Франции и Папского государства, и стал первой переправой для путешественников и торговцев, двигавшихся по реке со стороны моря. Здесь находились пограничные заставы и посты сборщиков налогов и пошлин.

Мост начал обрушиваться ещё в 1603 года, когда он потерял одну арку; еще трёх он лишился в 1605 году. В 1628 году все рухнувшие арки восстановили, но в 1633 году начались новые обрушения, а в 1699 году после сильного наводнения на Роне от прежнего моста осталось лишь четыре пролёта. Эти четыре пролёта и сохранились до нашего времени вместе с небольшой романско-готического стиля капеллой Святого Николая на втором пилоне, в которой когда-то покоился святой Бенедикт, покровитель Прованса.

Мост Сен-Бенезе стал знаменит после того, как появился в детской песенке XV века «Sur le Pont d’Avignon» («На мосту в Авиньоне»). С тех пор её поют дети по всему миру, а в Китае эту весёлую песню даже изучают в школе. (Надо сказать, поют её не только дети – одно из известных исполнений «Sur le Pontd’Avignon» принадлежит Мирей Матье.) Как и Пон-дю-Гар, мост Сен находится под эгидой ЮНЕСКО.

На купюре достоинством двадцать евро у нас предположительно опять французский мост – красивейший средневековый мост Валантре (Pont Valentré) через реку Ло (крупный приток реки Гаронны) в городе Каор на юго-западе Франции. Этот район славится винами, и, между прочим, именно Каор дал название вину кагор. Внушительный укреплённый мост, символ города, ни разу не атакованный неприятелем, состоит из шести готических пролётов со скошенными быками и трёх башен, из которых можно любоваться панорамой реки Ло с сорокаметровой высоты. Строить его начали в 1308 и завершили в 1378 году. Как и у многих средневековых мостов, у моста Валантре есть своя легенда: якобы его архитектор обратился к дьяволу с просьбой помочь ему закончить свой труд. Дьявол согласился, но, естественно, в обмен на душу, которую архитектор должен был отдать ему по завершении строительства. Если же дьявол по какой-то причине вдруг отказывался помогать, то терял все права на расплату. Строительство пошло ускоренными темпами, и когда мост был практически готов, архитектор начал думать, как ему быть. Чтобы обмануть «врага рода человеческого», он пошёл на хитрость – принёс дьяволу сито и попросил его принести в нём воду рабочим. Носить воду в решете у дьявола не вышло, так что он признал поражение, но пообещал отомстить. Обещание сдержал: каждую ночь последний камень, уложенный на центральную башню, должен был падать, мост оставался недостроенным. Впрочем, у легенды есть разные варианты, и в зависимости от источника не выполнившим договор оказывается то архитектор, то дьявол.

В 1879 году, когда мост реконструировали, архитектор Поль Гуг увековечил эту легенду: возле крыши одной из башен он поместил фигурку каменного дьявола, который пытается оторвать краеугольный камень моста, но неудачно, так как его пальцы застряли в стыках камня (рис 7). Как можно догадаться, моста Валантре тоже внесён в список Памятников всемирного наследия ЮНЕСКО.

В мосте на пятидесятиевровой банкноте угадываются очертания парижского моста Пон-Нёф (Pont Neuf) или Нового моста. Будучи одним из символов города, этот мост довольно хорошо известен, и рассказывать о нём мы сейчас не будем.

Найти прототип для «стоеврового» моста уже труднее. Можно только упомянуть, что он отчасти похож на другой парижский мост – Пон-де-Нёйи (Pont de Neuilly). Он был построен в 1774 году выдающимся архитектором Жаном-Родольфом Перроне, который как раз известен своими мостами. Чтобы было кому их строить, Перроне основал Национальную школу мостов и дорог, и сам экспериментировал с новыми инженерно-архитектурными конструкциями; мост Нёйи стал как раз одним из его новаторских проектов. Между 1936 и 1942 гг. старый каменный мост разрушили, заменив железным.

В том, что изображено на двухсотевровой купюре, кто-то видит шотландский мост Крейгеллахи (Craigellachie Bridge), возведённый в начале XIX века, кто-то – один из мостов Дрездена. Но зато насчёт пятисот евро мнения сходятся: на них, скорее всего, изображён вантовый мост, расположенный во Франции у города Гавр в Нормандии. Спроектирован он французским инженером Мишелем Вирложо. Это один из самых длинных подвесных мостов в мире, он стоит на 194 опорах, длина его составляет в целом 2450 метров с центральным пролётом в 859 метров. Есть два боковых путепровода: южный длиной 600 метров и северный – 800 метров. Транспорт движется в четыре полосы – ширина в 26 метра это позволяет. Такой тип моста также редко встречается в Европе, как, впрочем, и сама купюра 500 евро. (Другой банкнотный вантовый мост, владивостокский, можно увидеть на 2000 рублей, у него самый большой пролёт среди подобных мостов – 1104 метра).

Правда, в скором времени 500 евро станут бонистической редкостью: в декабре 2018 года немецкая газета «Frankfurter Allgemeine Zeitung» сообщила о том, что центральные банки Европейского союза решили прекратить выпуск банкнот номиналом 500 евро. Семнадцать центробанков еврозоны прекратят выпуск купюр номиналом 500 евро 26 января 2019 года, а Австрийский национальный банк и Немецкий федеральный банк (Бундесбанк) – 26 апреля 2019 года. Считается, что это уменьшит объемы незаконного оборота денег и затруднит финансирование организованной преступности. 

В начале мы говорили, что мосты на евро в реальности не существуют. Мы слегка погрешили против истины: их все можно увидеть воочию, причём в одном и том же месте. Воплотить «денежные» мосты в реальности пришло в голову дизайнеру и художнику Робину Стаму из Нидерландов. С этой идеей он обратился к главе жилищного комплекса Спейкениссе, который является частью городской агломерации Роттердама, тому предложение понравилось, и Стам начал работу над семью «евромостами». Каждый из них он смоделировал с точностью до мельчайших деталей, при строительстве использовали цветной бетон, чтобы мосты смотрелись также как на купюрах. Как говорил Робин Стам, «я хотел, чтобы они выглядели как театральные декорации. Мои мосты получились немного дороже, чем сами банкноты, но городской совет решил, что это отличный способ для привлечения туристов и выделил необходимые средства». Сейчас мостами пользуются пешеходы и велосипедисты. Многие жители считали мосты неприятными и даже уродливыми, но их мнение изменилось, когда они узнали предысторию этих необычных объектов архитектуры (как выглядят мосты Стама, можно увидеть на рис. 10).

Рассказав о том, кто сделал мосты по рисункам на евро, следовало бы сообщить больше подробностей об авторе самих банкнот – Роберте Калине. Он родился в Австрии 29 июня 1955 года в семье выходцев из Чехословакии. Склонность к рисованию у него проявилась ещё в детстве, и после окончания школы Роберт поступает в Высший научно-исследовательский институт графики (Höhere Graphische Bundes-Lehr- und Versuchsanstalt), который закончил в 1975 году. В следующем году Роберт Калина стал штатным графиком в Национальном банке Австрии (Österreichische Nationalbank (OeNB)). Здесь он занимался дизайном австрийских банкнот Австрии, выпущенных после 1982 года (в частности, он был автором 1000 шиллингов с портретом австрийского врача Карла Ландштейнера, о котором мы уже как-то рассказывали).

После того, как Совет Европейского монетарного института (EMI) объявил тендер на лучший дизайн для общеевропейской валюты, было представлено 44 проекта, в том числе и проект Роберта Калины. Жюри, состоявшее из 14 независимых экспертов, представлявших маркетинг, рекламу, дизайн и искусство, в ходе анонимного голосования выбрало пять проектов на тему «Эпохи и образы Европы» и ещё пять на тему «Модерн/абстракция». Далее институт Гэллапа (американский институт общественного мнения) провел опрос около 2000 граждан Евросоюза, среди которых были и те, кто чаще других имеет дело в повседневной жизни с деньгами: служащие банков, продавцы, водители такси и пр. По результатам опроса, а также с учётом рекомендаций жюри победителем конкурса стал Роберт Калина. 3 декабря 1996 года для него стал самым счастливым днём в его карьере, о котором он позже вспоминал так: «В первый момент в это трудно было поверить и осознать. Конечно, определённая гордость есть, но нельзя забывать, что евро – результат огромной команды. Я лишь предоставил эскиз».

Австрийцы очень гордятся своим соотечественником, и даже называют евро «калинами» («kalinas») в его честь. В начале 2000-х Роберта Калину стали приглашать разные страны для разработки своей национальной валюты. Так, в 2002 году он создал новую банкноту Боснии и Герцеговины, о которой мы тоже рассказывали. Кстати, на оборотной её стороне Роберт Калина опять изобразил мост, только настоящий – Вишеградский мост через Дрину.

И дизайн современных банкнот Азербайджана также разрабатывал он. Центральный банк Азербайджана хотел, чтобы они напоминали евро, и теперь, по словам Калины, в регионе его новую работу называют «кавказским евро». А в 2010 году по заказу Центрального банка Сирии он создал новые купюры номиналом 50, 100 и 200 фунтов с усиленной защитой от подделок.

 

* Кроме окон и мостов, на каждой банкноте изображён флаг Евросоюза, аббревиатура Европейского центрального банка (ЕЦБ) на нескольких языках, карта Европы, название валюты и др. Каждая из купюр имеет свой основной цвет и размер: 5 евро – серый (120 на 62 мм), 10 евро – красный (127 на 67 мм), 20 евро – синий (133 на 72 мм), 50 евро – оранжевый (140 на 77 мм), 100 евро – зелёный (147 на 82 мм), 200 евро – желто – коричневый (153 на 82 мм) и 500 евро – лиловый (160 на 82 мм).

Автор: Ольга Воробьёва


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее