Портал функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Мосты на российских купюрах

Вантовый мост во Владивостоке, изображенный на двухтысячерублевых купюрах, прекрасно встраивается в своеобразную «традицию мостостроительства» на российских деньгах.

Банкнота достоинством 10 рублей (лицевая сторона).
Памятник бумажному десятирублёвому знаку в Красноярске.
Коммунальный мост через Енисей в Красноярске.
Банкнота достоинством 5000 рублей (оборотная сторона).
Мост через реку Амур возле города Хабаровска.
Государственный денежный знак СССР достоинством 10000 рублей (лицевая сторона). 1923 год.
А. М. Васнецов. Всехсвятский каменный мост. Москва конца XVII века. 1901 год. Ярославский художественный музей.

С точки зрения бонистики, Коммунальный мост через Енисей можно назвать в полном смысле всенародным: он изображен на десятирублевой купюре, созданной в 1997 году – а есть ли в России хоть один человек, который ни разу не держал бы в руках десять рублей?

С другой стороны, вряд ли многие из нас так уж внимательно рассматривали свои десятирублевки, так что все же напомним, как они выглядят: размер – 150 на 65 мм, цвет – темно-зеленый и темно-коричневый, посвящены Красноярску, на лицевой стороне, кроме моста, изображена ещё часовня Параскевы Пятницы (памятник XIX в.). Напечатаны червонцы на качественной хлопковой бумаге светло-желтого оттенка, в которую внедрены специальные защитные волокна.  В обращение десятирублевые купюры поступили 1 января 1998 года, так что в этом году им исполнится ровно 20 лет. В настоящее время есть несколько модификаций банкнот (2001 и 2004 года).

Обеспечим библиотеки России научными изданиями!

Как известно, Центробанк России уже не первый год пытается вывести бумажные 10 рублей из обращения, заменив их монетами. Впервые о прекращении выпуска десятирублевок было объявлено еще в 2009 году. Вся затея с заменой купюр на монеты имела целью лишь одно – экономию. По подсчетам экспертов на этой операции за 10 лет можно было сэкономить порядка 18 млрд. рублей. Новая монета номиналом в 10 рублей поступила в оборот 1 октября 2009 года. Было обещано, что уже к началу 2012 года бумажные червонцы  будут полностью выведены из обращения.

Узнав, что десятирублёвые купюры прекращают хождение, жители Красноярска решили увековечить «свои» деньги в памятнике. Работа скульптора Александра Ткачука изображает лежащую мятую десятирублевку, изготовленную с реальной банкноты – на бронзу перенесли даже ее номер. Памятник с рабочим названием «Наша десятка» открыли в июне 2011 года. Предполагалось, что к этому времени в обороте останутся только металлические червонцы. На самом же деле все оказалось не так просто, и бумажные десятки попадаются нам до сих пор. И все же не за горами то время, когда купюра в 10 рублей останется только в коллекциях музеев и у бонистов.

Однако мы отвлеклись от главной темы – банкнотных мостов. «Десятирублевый» Коммунальный автомобильно-пешеходный мост в Красноярске открывали дважды. Сначала открытие приурочили к XXII съезду КПСС (что вообще было характерным признаком советского времени). 17 октября 1961 года по нему пошёл транспорт. Затем движение по мосту ограничили, и только после месяца испытаний, как и положено было по правилам мостостроения, его открыли снова и уже окончательно. Официальной датой рождения считается 15 ноября, так как в этот день был подписан акт о приёмке моста в эксплуатацию, но фактически у Коммунального моста два дня рождения. Общая его длина – 2300 м, ширина – 23,4 м.

Новый мост соединил не только два берега, но и две эпохи в архитектуре. Спроектированный еще в духе сталинского ампира, он строился уже позднее, и потому в нём проявились многие элементы новой архитектуры. Мост начал эпоху сборного монолитного строительства; многие идеи проектировщиков Коммунального моста стали использоваться при строительстве других сооружений не только в нашей стране, но и в других государствах. ЮНЕСКО внесла мост в свой справочник «Мостостроение мира» за уникальность технологии монтажа железобетонных полуарок (вес которых составляет 1560 тонн) и замыкание сводов на плаву в пролёте.

Для Красноярска мост не просто стал одной из главных транспортных артерий города – он полностью изменил облик города. Благодаря ему началось формирование двух крупнейших архитектурных ансамблей в Красноярске: левобережной Театральной площади и правобережной Предмостной площади. Проектировщики, создавая ансамбли, сохранили ощущение открытого пространства; с моста и с площадей видны и могучий Енисей, и неповторимые по красоте склоны Торгашинского хребта.

Мост есть не только на самой маленькой, но и на самой большой, пятитысячной купюре. Посвященная Хабаровску, она вышла в обращение 31 июля 2006 года. На лицевой стороне у неё изображен вид на набережную города и памятник Н. Н. Муравьёву-Амурскому работы А. М. Опекушина, а на оборотной стороне – вид на мост через реку Амур. Напечатана она, как и 10 рублей, на качественной хлопковой бумаге со специальными защитными волокнами, цвет – красно-коричневый, размер – 157 на 69 мм. (Банк России регулярно модифицирует купюры, снабжая их все более совершенной защитой, и сейчас на руках у россиян находятся два вида банкнот номиналом 5000 рублей – 2006 и 2011 года выпуска.)

Официальное название «пятитысячного» моста – «мост через реку Амур возле города Хабаровска». Общая длина его вместе с подъездными эстакадами – 3890,5 м, ширина – около 25 м. По нему могут переправляться и поезда, и автотранспорт: поезда – по двум путям на нижнем ярусе, автомобили – по двум полосам на верхнем ярусе. Это крупнейший мост на Транссибе, и, описывая его, обычно не скупятся на эпитеты – его называют «амурским чудом», «венцом Транссиба, последней точкой в истории строительства Великого Сибирского пути».

Мост через Амур не сразу появился таким, как мы его знаем. У него был предшественник, чья история довольно интересна. Первый мост заложили 12 августа (30 июля) 1913 года, а изыскания на месте будущего строительства начались аж в 1895 году, правда, потом случился перерыв десять лет. Работа предстояла тяжёлая, Амур в этом месте разливался почти на три километра и отличался быстрым течением, несмотря на большую глубину, которая составляла 14 метров. Проект моста разработал выдающийся инженер Л. Д. Проскуряков (он же создал в 1895 году первый проект моста и через Енисей у Красноярска) и Г. П. Передерий; руководил работами инженер путей сообщения Б. И. Хлебников. Мост ввели в эксплуатацию в октябре 1916 года, и до 1917 года он назывался Алексеевским, в честь наследника цесаревича Алексея Николаевича. Во время Гражданской войны пришлось взорвать две фермы моста, чтобы японцы, которые заняли Дальний Восток, не переправились на левый берег Амура. Восстановили мост только к 22 марта 1925 года.

Шли годы, старый мост не справлялся с возросшим объёмом перевозок. Новый  мост стали строить рядом со старым, а старый, «царский» в 1999 году начали демонтировать. Однако чтобы о нем все-таки не забывали, на берегу Амура установили одну из ферм первоначальной конструкции.

На свежих купюрах в 2000 рублей тоже есть мост – вантовый мост во Владивостоке – но о нем мы уже как-то рассказывали. Поэтому сейчас лучше вспомним про самый первый мост, который появился на отечественных купюрах 95 лет назад, в конце 1923 года. Это был Большой Каменный мост через Москву-реку: его мы видим на лицевой стороне бумажного денежного знака номиналом 10 000 рублей, зелёного цвета и размером 155 на 79 мм Мост изображен на гравюре внутри рамки, составленной из сплетённых лавровых и дубовых листьев, по бокам от него – ветви и ленты, а внизу стоит надпись: «МОСКВА – КРЕМЛЬ».

10 000 рублей были одной из первых купюр Советского Союза (наряду с 15 000 и 25 000 рублей) с изображением герба СССР. В обращении она находилась недолго, всего несколько месяцев, до 19 апреля 1924 года. Взамен этих купюр Гознак по заказу Наркомфина начал печатать новые казначейские билеты образца 1924 года (1, 3 и 5 рублей золотом). Обмен банкнот производился следующим образом: за 50 000 рублей образца 1923 года давали один новый рубль.

Большой Каменный мост в старину называли Всехсвятским. Построенный в XVII в., он был первым постоянным каменным мостом через Москву-реку. Его начали возводить в 1643 году, а закончили в 1692–1693 гг. Мост соединял Замоскворечье с Белым городом через проездную Всехсвятскую башню. Он стал выдающимся архитектурным и инженерным сооружением и считался одним из чудес Москвы. Каменный мост стоял, хоть и со значительными повреждениями, до 1853 года. Огромная сумма денег, потраченных на его ремонт, породила в первой половине XIX века московскую поговорку «дороже Каменного моста!» – так говорили о чем-то чрезвычайно ценном или немыслимо дорогом.

Наиболее выразительно и достоверно Каменный Всехсвятский мост  изобразил в 1901 году русский художник Аполлинарий Михайлович Васнецов. На его полотне мы видим парадный въезд моста с шатровыми башнями-воротами со стороны Замоскворечья на фоне Кремля и с чередой арочных пролётов. Общая длина моста составляла 170 м, а ширина 22 метра, из восьми арок средние служили для пропуска плотов и лодок и имели пролеты до 15 метров. На мосту располагались деревянные лавки и каменные палаты с пивным двором, Корчемной канцелярией и др. На этот удивительный мост приходили, чтобы полюбоваться видами города, понаблюдать за ледоходом, а также посмотреть на развлечения, например, на кулачные бои, которые устраивались на льду. Кроме того, ежегодно по мосту проходил крестный ход в Донской монастырь из Успенского собора.

Чего только не видел этот мост за долгие годы! Он стал последней дорогой Пугачёва, которого провели на казнь через Большой Каменный мост на Болотную площадь, он стал свидетелем пожара в Москве в 1812 году, по нему отступала наполеоновская армия из разоренного города. Несмотря на то, что его реконструировали и регулярно ремонтировали, он всё время нуждался в восстановительных работах. В 1859 году было принято решение о его сносе, и большая часть москвичей восприняла новость с грустью. А сколько пришлось приложить для этого усилий (мост ломали, разбирали и даже взрывали)! На месте старого построили новый мост, который стал первым железным мостом в Москве, но название «Каменный» менять не стали. Сохранился московский анекдот о незадачливом, а точнее, некомпетентном чиновнике, который, увидев с одной стороны опор моста огромные ледорезы, возмущенно сказал: «А если лёд пойдёт с другой стороны?»

В 1938 году Большой Каменный мост из железного стал железобетонным. В процессе реконструкции его перенесли ниже по течению, в сторону Боровицкой площади, что бы к мосту было удобнее подъезжать. Для соответствия названию, а также и с декоративной целью, мост облицевали гранитными плитами. В настоящее время с моста открывается прекрасный вид на Кремль, Храм Христа Спасителя, на Берсеневскую, Пречистенскую и Софийскую набережные, а также на знаменитый «Дом на набережной».

Автор: Ольга Воробьева

Источник: Наука и жизнь (nkj.ru)

Статьи по теме