Что можно увидеть на небе в третью декаду января

Много интересного можно увидеть на зимнем небе! Лишний повод для прогулок. Лишний повод во время пробежек и выгуливания домашних питомцев поднять голову вверх и приобщиться к тайнам мироздания...

25 января 2018 г. в 0 часов 0 минут, юг. Корма со своими достопримечательностями. Рассеянное скопление NGC 2453. Большой Пёс с Сириусом; Единорог и Компас; полоса Млечного Пути.
25 января, 0 часов 0 минут, область зенита. Рысь, Жираф, Большая Медведица и Возничий; Лев и Рак с астероидом Церера; Близнецы с Поллуксом и Кастором.
22 января 8.30 утра, юго-восток. В гостях у звёздного Стрельца: Сатурн, Меркурий и Плутон; Орёл, Щит, Змея и Змееносец.
28 января 6 ч утра, юго-восток – юг . В гостях у звёздных Весов: Юпитер, Марс и рассеянное звёздное скопление NGC 5897; Дева со Спикой и Скорпион с Антаресом и астероидом Веста. Астероид Эвномия в звёздной Гидре.
Ход полного лунного затмения 31 января 2018 года.
Карта прохождения полного лунного затмения 31 января 2018 года. P1 и P4 – начало и конец полутеневого затмения. U1 и U4 – начало и конец частичного затмения. U2 и U3 – начало и конец полного затмения.

Закрывая первый месяц года, отправимся в путешествие с юга на север. Для определённости  выберем 25 января, 0 часов 0 минут. Из-за горизонта выходит созвездие Корма. Корма относится, надо понимать, к кораблю Арго. Отдельно от других частей корабля Корма не имеет никакого смысла. Но где они, эти части, находятся? Для северного наблюдателя этот вопрос остаётся открытым, поскольку Киль и Паруса ему не видны. Тут можно вспомнить знаменитого барона Мюнхаузена, у которого допускалось отдельное существование части лошади.

Продолжая шагать по звёздному кораблю, натыкаемся на звезду Азмидск, ξ Кормы (3,3m, G6). Звезда такая же жёлтая, как и наше Солнце. Но до неё слишком далеко: целых 1348 световых лет или 413 парсек. Самое время «поставить рядом» далёкие звёзды и близкие скопления!

Через звёздную Корму проходит полоса Млечного Пути и кружится целый рой рассеянных скоплений. На нашем  пути в семи градусах над горизонтом стеной встаёт рассеянное скопление NGC 2453. Но бояться не стоит. Между звёздами скопления достаточно свободного места! Блеск 8,3m, диаметр 5,0′. По сравнению с галактиками звёздные скопления гораздо крупнее и ярче. И более доступны для любительской техники и не намётанного взора. Это скопление, к слову сказать, сильно не блещет по сравнению со своими напарниками. Например, у  рассеянного звёздного скопления М 34 Персея блеск составляет 5,2m, диаметр 35,0′. Но это не значит, что  NGC 2453 не стоит искать на небе. Чем труднее поиск, тем интереснее встреча! Даже, если перед нами не экзотическая диковинная галактика, а заурядное рассеянное звёздное скопление.

По степени концентрации, диапазону яркости и числу звёзд классифицировал в своё время рассеянные скопления Р. Дж. Трамплер (Трюмплер) (1876-1956). Этот американский астроном швейцарского происхождения основные свои труды посвятил изучению галактических звёздных скоплений. Определил размеры почти сотни скоплений, пространственное распределение в галактике, измерил их лучевые скорости. Одним из первых обратил внимание на различие звёздного населения скоплений, что в настоящее время связывается с различиями возраста скоплений. Дал классификацию скоплений.

Тип скопления NGC 2453 по Трамплеру выглядит так: I 2 P. I — отдельная, сильная концентрация к центру, 2 — умеренный диапазон яркости, P —   бедное по числу звёзд, число звёзд меньше 50. Возраст скопления 200 млн. лет. До него всего полтора килопарсека или 4800 световых лет. Огромное расстояние для отдельных ярких звёзд и крупица по сравнению с межгалактическими дистанциями. В космосе всё относительно!

Поднимаясь дальше вверх, находим рассеянные скопления NGC 2482 и NGC 2447. С двух сторон Корма зажата с боков Компасом и Большим Псом. Путеводный маяк Большого Пса сияющий Сириус не позволит сбиться с дороги.

Но мы не одиноки на звёздном корабле. Вместе с нами по палубе гуляет звёздный Единорог, сотрясая всё вокруг. Чтобы покинуть корабль Арго, придётся запрыгнуть чудовищу на спину. Орион не даст нас в обиду. На зимнем морозном небе прекрасно видно, как небесный охотник приветственно машет своей угрожающей дубиной. Ригель, Бетельгейзе и знаменитая туманность М 42 остались в стороне. Уплывает корабль Арго. Аргонавты с Ясоном  во главе отправляются в заграничную Грузию за золотым руном.

Уходит в сторону и полоса Млечного Пути. Тащит она за собой и рассеянные звёздные скопления. Чтобы их изучать, придётся отправиться на юг, например в Шри-Ланку, где много плодотворных десятилетий прожил английский  писатель-фантаст и астроном Артур Чарльз Кларк. Здесь мы передаём привет местному астроному Кавану Ратнатунге и отправляемся дальше на север. Единорог уже не так богат скоплениями, как южная Корма. Но кое-что у него имеется. Приветливо сверкает рассеянное скопление  NGC 2506.

За Единорогом следует Малый Пёс со своим Проционом (0,40m, F5), α СMi. Звезда эта достаточно яркая и близкая, таких ещё поискать. Сириус не в счёт, он белый, а жёлтый цвет нам роднее, хоть и не G. Нас отделяет всего три с половиной парсека или 11,4 световых лет. Есть о чём подумать!

На спине у Малого Пса загорают звёздные Близнецы, по латыни Gemini, сокращённо Gem. Одно из двенадцати зодиакальных созвездий в списке, составленном Клавдием Птолемеем ок. 140 г. н.э. Две самые главные звезды Близнецов, α и β – Кастор (1,6m, A2) и Поллукс (1,2m, K0). Обе звезды первой величины, носят имена героев греческой мифологии. Кастору, не смотря на то что он в нашей паре более яркий, Иоганн Байер присвоил в своё время обозначение β.

Так уж получилось, что на нашем пути, точнее на пересечении южного меридиана в полночь Татьяниного дня оказался Поллукс — холодная оранжевая одиночная звезда. Она ближе к нам, чем Кастор. До первой из этих звёзд 10 парсек, до второй 14 парсек. Как отмечает Ф. Ю. Зигель в своих «Сокровищах звёздного неба», Поллукс ничем, в сущности, не замечателен, тогда как Кастор представляет собой одну из самых необычных звёзд.  Но задерживаться на Касторе нам сейчас недосуг. Будем надеяться, что возможность убедиться в его необычности нам ещё представится.
Упомянем лишь вскользь, раз уж мы пролетели мимо Кастора, что состоит он из двух ярких голубых звёзд 2,0m и 2,9m, разделённых промежутком 4,1″. При хорошей погоде звёзды должны разделяться даже небольшим телескопом с увеличением, при котором достаточно чётко видны полосы Юпитера и кольца Сатурна. Пробуйте! Неплохой контроль качества оптики и ясности неба.

Кастор и Поллукс, он же Полидевк расположились вблизи корабля Арго совсем не случайно. Нет ничего случайного на небе! Оба участвовали в походе аргонавтов за золотым руном. Мудрый Харон, спутник бога подземного царства Плутона взял на себя подготовку к экспедиции. Большую многовёсельную галеру построил Ясону внук бога Ареса по имени Арг. В честь него наш корабль, состоящий из Киля, Кормы, Компаса и Парусов и получил имя «Арго».

Прежде чем покинуть это примечательное созвездие, давайте ещё раз пройдёмся по двум звёздным цепочкам от самых ярких звёзд справа налево. Итак, Наверху Кастор, внизу — Поллукс. Между Кастором и Поллуксом, чуть правее в вершине равностороннего треугольника, можно отыскать звезду ι (иот) Gem Пропус (3,8m ,G9). На прямой, соединяющий Кастор и Поллукс, ближе к последнему, мы увидим σ Gem (4,2m, K1). От Кастора, двигаясь вправо, мы подойдём к τ Gem (4,4m, K2), далее к ε Gem, звезде по имени Мебсута (3,1m, A2).

За Близнецами следует по зодиакальному кругу звёздный бесстрашный Рак. «А за ними раки на хромой собаке», так, кажется, у Корнея Ивановича Чуковского? Старается ухватить Рака за хвост мудрый Лев. Только ничего у него не получается. На границе Рака и Льва плавает самый большой астероид, астероид №1. Из тех, что пребывает между орбитами Марса и Юпитера, Ареса и Зевса. Можно попробовать его поймать с помощью бинокля или фотоаппарата, воспользовавшись одной из наших карт.

По спинам Близнецов небрежно водит когтистыми лапами звёздная Рысь. Но им, как будто это невдомёк! Каждый на небе занят своим делом! Отправляемся в гости к большой кошке? Почему нет? Только что-то она не приготовила нам гостинцев! Нет ни звёздных скоплений, ни галактик, ни экзотических звёзд. Зато на территорию Рыси попала точка зенита. Самое верхнее, что может быть на свете. Всё выше и выше!

За ступенчатой границей Рыси катится на своей таратайке Возничий. Настало время спускаться. И пусть поможет нам северный меридиан. Из Рыси попадаем в царство Жирафа. Вытянул Жираф свою длинную шею, но до зенита ему не дотянуться! С любопытством взирает на него Большая Медведица. Проходя мимо Полярной звезды, попадаем во владения Дракона. Не спеша изгибается его чешуйчатое тело. На изгибе драконьего тела натыкаемся на звезду по имени Тил, ε Dra, Дракона (3,3m, G8). Звезда жёлтая, как и наше Солнце. Не простая, а двойная. Расстояние между компонентами составляет 3,4″. Предел разрешающей способности небольшого телескопа. До драконьего эпсилона не слишком далеко: всего 146 световых лет или 45 парсек.

Опускаясь дальше вниз, попадаем во владения Лебедя и пролетаем мимо голубой звезды δ Лебедя, Cyg (2,9m, B9). Там, где лебединое крыло изгибается в суставе.  До звезды этой 170 световых лет или 52 парсека. Чуть-чуть подальше, чем у Дракона, но не на много. Соседи они, учитывая близость направлений. Звезда также двойная. Расстояние между компонентами  2,5″. Совсем мало для любительского телескопа, но попробовать можно. На нам осталось только вместе с Лебедем опуститься за горизонт и переключиться на восприятие планет.
Планеты. Без них интерес к космическим далям был бы не таким острым. Как поживаете? Чем нас порадуете в первом месяце года?

Венера — самая яркая планета пребывает в Козероге, но видна только по утрам и вечерам. И то, не всегда. Яркий свет дневного светила и всепоглощающий мрак подземного царства могут помешать астрономическим наблюдениям. Похоже, сейчас - то самое время, когда наблюдать  космическую красотку практически невозможно по зависящим от нас причинам. В самом конце января через полчаса после захода Солнца она спрячется за горизонт. Лучше подождать до лучших времён!

Юпитер с Марсом идут бок о бок. Оба обитают на юго-востоке в созвездии Весов. Здесь имеется что-то надёжное, хотя Весы высоко над горизонтом не поднимаются. После шести утра можно рассчитывать на 15 градусов над горизонтом. Небо тёмное. Марс в 10° левее и ниже Юпитера. Больше левее, чем ниже. Лучшие времена по блеску у него ещё далеко впереди. Марс, Юпитер и рассеянное звёздное скопление NGC 5897 составят почти прямоугольный треугольник со скоплением в прямом угле. Весьма интересная конфигурация, учитывая то, что скоплений в Весах, больше нет. Разве, какие-нибудь совсем слабенькие, но на дороге они не валяются. Проверьте! Лучше надеяться на Юпитер. Небо нас не балует!

По другой диагонали компанию Марса и Юпитера окружают астероиды Веста и Эвномия. Первый будет располагаться левее и выше в созвездии Змееносца, второй — с противоположной стороны в созвездии Гидры. Той самой, с которой сражался звёздный герой Геракл-Геркулес.
Сатурн должен появиться следом за Юпитером. Не более, чем через два часа. Тот же юго-восток на утреннем небе, но небо будет уже светлым.. Выход из-за горизонта за два часа до восхода Солнца в конце января. Много это или мало? Попробуйте пошарить и попадётся!

Меркурий можно увидеть утром 22 января. Юго-восток, созвездие Стрельца.  В 8 часов  30 минут утра высота ближайшей к Солнцу планеты на московском небе составит  2°. Блеск, видимый диаметр и фаза будут равны −0,29m,  5″, и 0,90. А в это время Сатурн будет маячить где-то правее и выше, на высоте 7°. Расстояние между планетами 10° До конца декады при светлеющем небе, пока ещё без навязчивого солнечного участия Сатурн с Меркурием можно половить. По крайней мере, при помощи бинокля. Две жёлтые, не столь яркие, но достаточно примечательные планеты. Но слишком светло и низко.

Уран продолжает  плавать по Рыбам. Ориентир — звезда Торкуларис Септентрионалис, ο (омикрон) Рыб, «северный винный пресс». Движение теперь прямое, в сторону Овна. Происходит постепенное его вытеснение на вечернее небо. Но пока ещё первая половина ночи в нашем распоряжении.

С Нептуном дело обстоит сложнее. Тот же Водолей, тот же Хедар, λ Водолея. Хватит ли нам три часа между заходом Солнца и бога морей? Нептун — не Меркурий, но впереди ещё более неблагоприятные условия!

Луна, наш единственный естественный спутник, перемещается справа налево по зодиакальным созвездиям, встречая по дороге планеты  и яркие звёзды. В сети нашей декады попадает первая четверть. Приходится она как раз на Татьянин день 25 января. Луна в этой фазе первой четверти появляется на небе задолго до восхода Солнца на ещё светлом вечернем небе. С наступлением темноты она постепенно опускается к горизонту. В её власти только первая половина ночи.

27 января на 0,3° с севера к Луне подойдёт Альдебаран. Это значит, что прекрасная Селена должна красоваться на фоне Гиад. Жаль, что наибольшее сближение будет в районе полудня и для нас оно, по понятным причинам, недоступно. Далеко ли сместится Луна к вечеру: На это стоит посмотреть! 31 января к Луне на 3,3° с севера подойдёт рассеянное скопление Ясли, М44. Но дело будет в 11 ч утра по местному московскому времени. Светло! Снова ждём до вечера! Луна слишком далеко уйти не должна. Ловите!

31 января ожидается полнолуние. И не просто полнолуние, а полное лунное затмение. Видно оно всюду, где Луна находится над горизонтом. Затмение – полное, тень Земли полностью закроет Луну. Во время полного лунного затмения наш спутник темнеет и приобретает багрово-красный цвет, из-за чего эти небесные явления получили название "кровавая Луна". Оно будет видно в Азии, Австралии, Европе, России, Северной Америке. В Москве его также можно наблюдать, если позволяет погода, но лишь заключительные фазы. Восход Луны в Москве намечен на 17.07. Полная фаза почти не попадает.

Основные моменты затмения в часах и минутах по московскому времени выглядят так:
  Начало полутеневого затмения                      13 ч 51 мин
  Начало частного теневого затмения              14 ч 48 мин
  Начало полного затмения                               15 ч 52 мин
  Максимальная фаза                                         16 ч 30 мин
  Конец полного затмения                                 17 ч 08 мин
  Конец частного теневого затмения                18 ч 11 мин
  Конец полутеневого затмения                        19 ч 08 мин

В европейской части России большой удачей будет увидеть хотя бы половину обещанного.
Закончить наше повествование хочется цитатой из романа Марка Твена «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура»: «На меня здорово наседали. Предстояло лунное затмение, и я знал число и час, когда оно должно совершиться, но до него было ещё слишком далеко. Два года. Я много бы дал за возможность  приблизить это событие и использовать его теперь же, когда на рынке стоял такой большой спрос на затмения».

Читайте журнал «Наука и жизнь»! Там можно заглянуть немного вперёд и почерпнуть интересную и полезную информацию. И не только о небесных телах.

Удачных наблюдений!