Нам не страшен Цеппелин

У российских дирижаблей лишь один минус – они неприлично дешевы.

После долгих лет забвения отечественное дирижаблестроение уверенно набирает силу. Последняя разработка группы компаний «Авгуръ»-РосАэроСистемы – восьмиместный дирижабль AU-30, способный развивать скорость до 110 км в час, грузоподъемностью до 1500 кг. Этот многофункциональный воздухоплавательный аппарат, который может выполнять патрульные, рекламные, пассажирские и транспортные функции, разрабатывался в течение трех лет. Два уже построенных воздушных судна предполагается использовать для дистанционного мониторинга объектов на основе восьми методов: цифровой фотосъемки, лазерного сканирования, инфракрасной и ультрафиолетовой съемки и др. Объектами мониторинга станут трубопроводы, автотрассы, железные дороги, нефтепроводы, линии электропередач и другие протяженные объекты. Кроме того, один дирижаблей AU-30 «примет участие» в полярной экспедиции, организуемой в следующем году французским полярником Жаном-Луи Этьеном в рамках Международного полярного года, в ходе которой планируется измерение толщин арктических льдов в районе Северного полюса.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Сейчас первые дирижабли AU-30 проходят все необходимые процедуры проверки и испытаний для получения сертификата летной годности.

Как рассказал на прошедшей в РИА-Новости пресс-конференции председатель совета директоров НПО РосАэроСистемы Геннадий Верба, возрождение российского дирижаблестроения началось в середине 90-х, когда компания начала строить небольшие дирижабли. Затем в 2001 году был создан первый пилотируемый воздухоплавательный аппарат AU-11. Вслед за ним, в 2003 году появился AU-12М, который использовался для патрульных и рекламных целей, способный принять на борт двух человек. Он же стал и учебным судном, на котором готовили пилотов для дирижаблей.

Сейчас специалисты НПО РосАэроСистемы разрабатывают многоцелевое транспортное воздушное судно А-06 грузоподъемностью 25 тонн и длиной 140 м. Основное его назначение – доставка грузов от места производства непосредственно к месту потребления, минуя перегрузку. Дирижабль сможет находиться в воздухе до 15 суток, будет снабжен комфортабельными каютами со всем необходимым для обеспечения жизнедеятельности экипажа. Как предполагают разработчики, А-06 преимущественно будет работать в Арктике и Антарктике, и сможет поднимать в воздух от 34 до 120 человек.

В планах компании – проект «Стратосферный дирижабль», который сможет стать альтернативой геостационарным спутникам связи. Стратосферный дирижабль будет работать на высоте 20-22 км, оснащен солнечными батареями, и с помощью электродвигателей сможет противодействовать воздушным потокам. Предполагается, что длина воздушного судна будет 204 м, а диаметр – 51 м. По замыслу конструкторов, 2-3 таких «дирижабля связи» смогут покрыть европейскую территорию России. В следующем году, как предполагается, будет построен его маловысотный прототип.

Как сообщил генеральный конструктор НПО РосАэроСистемы Станислав Федоров, в мире сейчас действуют 140-150 дирижаблей. Последние шесть лет их количество ежегодно удваивается. В основном их выпускают в США (4 компании), Германии (Zeppelin), Франции (Voliris) и Великобритании (ATG). На сегодня наши дирижабли продаются по ценам примерно в два раза ниже иностранных, однако, как только будут завершена их международная сертификация, наши цены сблизятся.

Автор: Татьяна Зимина


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее