Марсоход НАСА снабдят российским прибором

В Институте космических исследований РАН (ИКИ РАН) успешно прошла защита заключительного эскизного проекта российского нейтронного детектора ДАН, который включен в состав научного оборудования марсохода НАСА «Марсианская научная лаборатория».

Прибор ДАН (динамическое альбедо нейтронов) предназначен для измерения содержания водорода в веществе поверхности. Измерения будут проводиться вдоль трассы движения марсохода. Таким образом будут отыскиваться участки, наиболее интересные для изучения другими аналитическими приборами уже на борту марсохода.

В основе прибора ДАН лежит научный-технический и технологический задел, сделанный в ИКИ РАН во время разработки прибора ХЕНД, который в настоящее время успешно работает на борту аппарата НАСА «Марс Одиссей» (см. также http://www.nkj.ru/interview/6138/).

Оба эксперимента, и ДАН и ХЕНД, предполагают исследование Марса с борта космического аппарата методами ядерной планетологии для определения состава грунта и поиска в нем водных ресурсов. Но если прибор ХЕНД регистрирует естественное нейтронное альбедо Марса (вероятность отражения нейтронов в результате многократного рассеяния в среде), возникающее под воздействием космических лучей, то в эксперименте ДАН в качестве источника нейтронов используется импульсный нейтронный генератор. Этот генератор, разрабатываемый во Всероссийском научно-исследовательском институте автоматики им. Н.Л. Духова (Москва), производит импульсы нейтронов с энергий 14 МэВ и потоком до 107 нейтронов/импульс.

В проекте также участвуют Институт машиноведения РАН им. А. А. Благонравова (Москва), Объединенный институт ядерных исследований (Дубна, Московская обл.), Институт геохимии и аналитической химии им. В. И. Вернадского РАН (Москва), Институт физико-химических и биологических проблем почвоведения РАН (Московская обл., г. Пущино).

Запуск марсохода НАСА запланирован на 2009 год.

Автор: "Наука и жизнь"