Ходьба против болезни Альцгеймера
Несколько тысяч шагов в день могут затормозить альцгеймерическое ухудшение памяти.
О том, что ходьба тормозит развитие болезни Альцгеймера, говорится в вышедшей на днях статье в Nature Medicine. Статья опирается на данные почти трёх сотен человек, участвовавших в гарвардском проекте по изучению старения мозга. В течение четырнадцати лет у этих людей, которым в начале проекта было от 50 до 90 лет и у которых в то время не было никаких проблем с психикой, регулярно проверяли когнитивные способности и состояние мозга; также их просили носить шагомеры, чтобы знать, сколько шагов в день они проходят.
Болезни Альцгеймера, как и другим нейродегенеративным заболеваниям, сопутствует накопление в мозге особых патогенных белков, которые можно заметить специальными методами сканирования. В случае «альцгеймера» это бета-амилоидные отложения, появляющиеся первыми, и идущие следом за ними нейрофибриллярные клубки тау-белка; считается, что когнитивные проблемы появляются именно вместе со скоплениями тау-белка. Исследователи сопоставляли появление этих белковых отложений с когнитивным состоянием и физической активностью людей в виде ежедневных шагов. Оказалось, что если человек с уже имеющимися белковыми признаками болезни проделывает от 3 до 5 тысяч шагов в день, появление когнитивных симптомов (то есть прежде всего проблем с памятью) задерживается в среднем на три года. Если человек проделывает от 5 до 7,5 тысяч шагов, появление когнитивных симптомов задерживается в среднем уже на семь лет. Больше 7,5 тысяч шагов в день уже ничего не давали, нового замедления когнитивных симптомов не случалось.
Антиальцгеймерический эффект ходьбы имел место у тех, у кого в мозге уже был высокий уровень бета-амилоида. Это не значит, что у тех, у кого бета-амилоида было мало, память ухудшалась быстрее – у таких людей в принципе вероятность полноценного «альцгеймера» была сравнительно невысока, и дополнительные шаги в день у них ничего не меняли. Здесь нужно сравнивать тех, кто с одинаковыми белково-патогенными признаками в мозге ходил больше, и тех, кто ходил меньше. Несколько тысяч шагов в день тормозили появление отложений тау-белка, скопления же бета-амилоида продолжали увеличиваться что с шагами, что без. Новые данные ещё раз подтверждают, что отложения тау-белка более опасны в смысле развития когнитивных симптомов. Мы писали о некоторых мутациях, которые отменяют болезнь Альцгеймера даже у тех, у кого она должна была неминуемо случиться, и которые как раз подавляют формирование нейрофибриллярных тау-клубков.
Три, пять и даже семь тысяч шагов – это не очень много. И это не первая работа, в которой говорится, что полезный эффект от физической активности не требует долгих изнурительных упражнений. Не так давно мы рассказывали, что канонические «десять тысяч шагов в день» можно понизить до семи тысяч: их будет достаточно, чтобы существенно уменьшить вероятность сердечно-сосудистых заболеваний, диабета второго типа и т. д. Заодно можно вспомнить ещё две работы, в одной из которых было показано, что трёхминутные пробежки полезны для здоровья в той же степени, что и часовые занятия в спортзале, а в другой – что для того, чтобы стать здоровее, хватит десяти минут умеренной физической активности в день.

