Трансжиры против рака

Жирная кислота из молочных продуктов и коровьего жира помогает иммунитету в его борьбе против злокачественных опухолей.

Обозначения цис- и транс- в названиях химических соединений указывают на разновидность изомерии – собственно, цис- и транс-изомерию. Она свойственна многим органическим соединениям, но мы чаще слышим про цис- и транс- в связи с жирными кислотами и их соединениями. Не будем углубляться в подробности химической структуры, тем более, что мы уже эти подробности описывали. Скажем только, что есть большая группа жирных кислот, которые могут быть как в цис-форме, так и в транс-форме, и в транс-форме они считаются не слишком полезными, если не вообще вредными. В частности, про трансжиры говорят, что они нарушают передачу сигналов через клеточные мембраны и тем самым повышают вероятность разных хронических болезней вроде ожирения, диабета и пр.

Однако однозначно вредными бывают только откровенные яды вроде цианистого калия. Трансжиры – это всё-таки не яды, кроме того, жирных кислот с цис-транс-изомерией не одна, и не две, а много, и было бы странно ожидать, что все они одинаково влияют на наши клетки. Да и клеток у нас тоже много разных. Короче говоря, недавно в Nature Хао Фань (Hao Fan) и его коллеги из Чикагского университета и других научных центров США и Китая опубликовали статью о пользе транс-вакценовой кислоты для противоракового иммунитета. Вакценовая кислота, которая обычно встречается в транс-форме, в большом количестве содержится в молочных продуктах и в жировой ткани жвачных копытных. Исследователи столкнулись с ней, когда искали относительно небольшие молекулы, способные затормозить рост раковых опухолей и усилить эффект противораковой терапии. Эти молекулы искали в крови, а в крови, как известно, помимо наших собственных молекул, плавают питательные вещества, всасываемые из кишечника.

Злокачественным опухолям противостоит иммунитет, который должен вовремя обнаруживать и уничтожать раковые клетки. Львиная доля работы падает здесь на так называемые цитотоксические Т-лимфоциты, или Т-киллеры, – разновидность Т-клеток, которые распознают больные клетки, будь то злокачественные или, например, заражённые вирусом, и уничтожают их. Но Т-киллеры могут быть активны более или менее, и потому хорошо бы знать, какими веществами можно их простимулировать. Из нескольких сотен «питательных молекул» в крови наиболее перспективной исследователям показалась транс-вакценовая кислота – не только потому, что она стимулирует Т-клетки, но и потому, что лишь пятая часть транс-вакценовой кислоты после всасывания из кишечника быстро превращается во что-то другое. Бо́льшая часть её часть довольно долго плавает в крови в нетронутом виде, а значит, может долго действовать на иммунитет.

Транс-вакценовая кислота стимулирует рост и размножение, а также, что важно, она усиливает «киллерные», цитотоксические свойства Т-лимфоцитов, которым положено охотиться за больными клетками. Любопытно, что в этом отношении транс-вакценовая кислота противостоит другим жирным кислотам, которые выделяют бактерии кишечной микрофлоры. Жирные кислоты бактерий, наоборот, подавляют активность Т-киллеров, подавляют деление клеток, из которых должны получиться Т-киллеры. В этом есть свой смысл как для кишечных бактерий, так и для их хозяина – слишком нервный иммунитет будет совершенно напрасно возбуждаться на симбиотические бактерии и провоцировать ненужное воспаление. Но если речь идёт о злокачественной угрозе, то тут иммунным клеткам не помешает быть поактивнее. Исследователи выяснили, на какой клеточный рецептор действуют жирные кислоты от микрофлоры и транс-вакценовая кислота: когда транс-вакценовая кислота оттесняет другие жирные кислоты от этого рецептора, он отключается – как следствие, в клетках начинает интенсивнее работать цепочки стимулирующих молекулярных сигналов.

Когда мышей с меланомой и кишечным раком кормили едой с повышенным содержанием транс-вакценовой кислоты, опухоли росли заметно медленнее, а в самих опухолях можно было заметить намного больше Т-киллеров. Но транс-вакценовая кислота действует и на человеческие клетки. Об этом говорят и эксперименты с самими клетками, и – косвенно – анализы крови больных с лимфомой, которых лечили с помощью модифицированных CAR-T-клеток: те, у кого уровень кислоты в крови был выше, лучше реагировали на иммунотерапевтическое лечение.

Нужно, наверно, уточнить, что транс-вакценовая кислота не есть лекарство от рака, она лишь помогает иммунитету в его борьбе против злокачественных клеток. И если говорить о её медицинских перспективах, то вряд ли здесь стоит ждать таких рекомендаций, как есть больше сливочного масла и жирного коровьего мяса. Скорее, транс-вакценовую кислоту в натуральном или модифицированном виде будут использовать как лечебную добавку, которая должна усиливать противораковую терапию.