Противораковые модифицированные лимфоциты работают годами

Т-лимфоциты, которые научили распознавать лейкемические клетки, как минимум десять лет защищают организм от лейкемии.

К новейшим биомедицинским разработкам всегда остаются вопросы, как долго они работают и насколько они безопасны, если оценивать их действие не по мгновенному эффекту, но на протяжении нескольких лет. Сами вопросы вполне закономерны — на то эти технологии и новейшие, чтобы так с них спрашивать, но чтобы лучше оценить эффективность и безопасность, здесь действительно нужны годы наблюдений, причём не за мышами, а за людьми.

Т-лимфоциты узнают больные клетки поверхностными рецепторами. (Иллюстрация: forfour / Depositphotos

Метод CAR T-лимфоцитов не исключение, тем более что медицинские перспективы у них довольно впечатляющие. CAR означает chimaeric antigen receptor, то есть Т-лимфоциты с химерным рецептором к антигену. Т-клетки узнают, кого нужно уничтожить, с помощью поверхностных рецепторов, которые узнают определённые молекулы — антигены. Но рецепторы работают с разной эффективностью; кроме того, у Т-лимфоцитов вообще может не оказаться рецепторов к нужному антигену. Суть метода CAR Т-лимфоцитов в том, что у индивидуума берут Т-клетки и модифицируют их рецепторы так, чтобы они узнавали конкретные молекулы-антигены и узнавали их хорошо. Обычно CAR T-лимфоциты настраивают на раковые клетки, конструируя им такие рецепторы, которые узнавали бы только раковые молекулы-антигены, отсутствующие на здоровых клетках.

В 2010 году сотрудники Пенсильванского университета ввели двум онкобольным с хроническим лимфобластным лейкозом модифицированные Т-лимфоциты, настроенные уничтожать злокачественные клетки. Первоначально исследователи рассчитывали, что Т-клетки проработают месяц или два. Однако в вышедшей на днях статьи в Nature говорится, что вот уже десять лет как оба пациента живут без каких-либо признаков лейкемии. Правда, стоит уточнить, что один из них умер год назад, но умер он от COVID-19; лейкозных клеток у него не было до самой смерти.

Когда Т-лимфоциты сталкиваются с антигеном, который указывает на болезнь, они проходят через ряд превращений. Для начала они становятся лимфоцитами-киллерами, чей характерный признак — рецептор CD8 на наружной мембране, поэтому Т-киллеры ещё называют CD8+ Т-клетками («плюс» означает, что у них есть CD8). Натыкаясь на клетку с тем самым антигеном, они её убивают; то есть в данном случае CD8+ Т-клетки уничтожают лейкемические клетки. Кроме того, некоторые из Т-клеток, знающих в лицо опасный антиген, становятся Т-хелперами, или CD4+ Т-клетками — они запоминают молекулу, свидетельствующую об опасности, и помогают снова активироваться иммунной защите, когда эта опасная молекула вдруг снова начнёт появляться то тут, то там. В данном случае CD4+ Т-клетки должны быстро включить антилейкемическую атаку при рецидиве лейкемии.

Исследователи на протяжении десяти лет брали кровь у пациентов, которым вводили CAR T-лимфоциты на предмет уровня Т-киллеров и Т-хелперов. Доля тех и других колебалась, но к девятому году число хелперов стабилизировалось, и в целом можно сказать, что CAR T-клеточная терапия способна избавить от болезни на годы и годы — по крайней мере, если говорить о хроническом лимфобластном лейкозе.

Далеко не всегда CAR T-лимфоциты достаточно эффективны. Например, как пишет портал The Scientist, против твёрдых, оформленных (или со́лидных) опухолей они срабатывают плохо. Тут остаётся надеяться, что метод всё же смогут, что называется, «докрутить» до должной клинической эффективности, и с помощью лимфоцитов можно будет лечить не только опухоли, но и другие тяжёлые хронические заболевания.