Умные птицы хорошо поют

Птицы с богатым песенным репертуаром лучше справляются с головоломками.

Острохохлая синица учится песням всю жизнь. (Фото: Stan Lupo / Flickr.com

Развитая речь указывает на развитый интеллект; это не единственный признак, но важный. Язык и речь связаны с обучением; тот, кто хорошо выучил язык, пусть хотя бы только свой родной, у того со способностью к обучению всё в порядке. В каком-то смысле это верно и для птиц: самые сообразительные из них, попугаи и вороны, могут выучить абсолютно непривычные для них звуки человеческой речи. Но у птиц вообще-то есть свои песни, у кого-то попроще, у кого-то посложнее. Выполняется ли та же закономерность среди всей массы певчих птиц? То есть можно ли сказать, что умные птицы лучше поют?

Данные на этот счёт долгое время были достаточно двусмысленными, но вот сейчас сотрудники Рокфеллеровского университета пишут в Science, что с противоречиями покончено – вокальные способности птиц соответствуют их когнитивным способностям. Правда, на самом деле всё не так просто: когнитивных способностей, вообще говоря, много, и птиц тоже много. Разные способности проверяют с помощью разных тестов, но можно ли один и тот же тест предлагать мелкому крапивнику и крупной горлице? С другой стороны, когда мы говорим про вокальные умения, нужно не забывать, что разные птицы учатся песням по-разному: кто-то всю жизнь, а кто-то только в определённом возрасте, кто-то поёт только песни своего вида, а кто-то умеет имитировать голоса других видов. Сравнивая птиц по их песням, надо всё это учитывать.

И вот, учитывая всё это, исследователи провели двести четырнадцать видов птиц из двадцати трёх видов через семь разных тестов. Четыре теста были на умение решать проблемы. Ничего сложного, просто от птицы требовалось, например, сдвинуть крышечку с посудины, где лежит угощение. Три остальных теста были на обучаемость и на самоконтроль. Оказалось, что птицы, у которых вокальный репертуар обширнее, или которые учатся песням всю жизнь, или которые умеют хорошо подражать чужим голосам, лучше решают задачи. Например, в Северной Америке живёт острохохлая синица, которая оперирует шестьюдесятью тремя вокальными единицами и учится песням всю жизнь. Острохохлая синица справляется с решательными задачами заметно быстрее и лучше, чем воловья птица из той же Северной Америки, у которой всего девять звуков в горле и которая учится петь только в определённый период жизни.

У лучших певунов и мозг был больше, что, наверно, и неудивительно. Удивительным может показаться другое – что обучаемость у них была на том же уровне, что и у птиц с бедным репертуаром. Возможно, тут будут ещё дополнительные эксперименты, которые помогут уточнить или переформулировать эти результаты. Ну и нужно ещё раз напомнить, что вокальные (речевые) способности – важный, но не единственный признак интеллекта. Певчие птицы составляют лишь часть современных пернатых, и нельзя сказать, что не-певчие совы, или цапли, или гуси как-то особенно глупы по сравнению с синицами или соловьями.