Голые землекопы продлили жизнь мышам

Обычных мышей можно заставить жить долго и счастливо, если пересадить им ген голых землекопов, который даёт тканям больше гиалуроновой кислоты.

Голые землекопы, несмотря на не слишком приятную внешность, пользуются большой любовью исследователей — тех, которые изучают старение и механизмы продления жизни. Землекопы не болеют злокачественными опухолями, они нечувствительны к некоторым видам боли, они выдерживают без кислорода целых 18 минут. Наконец, они очень долго живут: обычный голый землекоп может прожить около тридцати лет, что для грызунов — невероятно большой срок; это как если бы мы жили в среднем 600 лет. Причём стареют землекопы без каких-либо серьёзных проблем со здоровьем, они не меняются внешне, продолжают размножаться, как размножались, и т. д.

Скульптура голого землекопа в зоопарке Сингапура. (Фото: Jordan Rockerbie / Flickr.com

Андрей Селуанов и Вера Горбунова из Рочестерского университета изучают голых землекопов много лет, и в какой-то момент они обнаружили, что у этих существ особенно много высокомолекулярной гиалуроновой кислоты. Гиалуроновая кислота — один из главных компонентов межклеточного вещества; заполняя пространство между клетками, она поддерживает механические свойства ткани, а кроме того, влияет на работу рецепторов и межклеточных соединений. При этом молекулы гиалуроновой кислоты, как у любого полимера, могут быть больше или меньше, и физиологические свойства у них тоже будут отличаться.

Про низкомолекулярную гиалуроновую кислоту известно, что с ней ткани хуже справляются с повреждениями, с ней легче метастазировать злокачественным опухолям, с ней связано фоновое воспаление (которое, в свою очередь, повышает вероятность разных хронических заболеваний). Высокомолекулярная гиалуроновая кислота, наоборот, подавляет воспаление, снижает уровень опасных молекул-окислителей и в целом поддерживает ткани в здоровом физиологическом равновесии.

И вот как раз высокомолекулярной гиалуроновой кислоты у голых землекопов примерно в десять раз больше, чем у мышей и людей; если же её уровень понизить, можно спровоцировать клетки землекопов на злокачественное перерождение. Очевидно, что высокомолекулярная гиалуроновая кислота — один из тех факторов, которым голые землекопы обязаны своей долгой здоровой жизнью. В новой статье в Nature исследователи описывают эксперименты, которые лишний раз это подтверждают. Они пересадили мышам от землекопов ген гиалуронат-синтетазы 2. Как можно понять по названию, речь идёт о ферменте, участвующем в синтезе гиалуроновой кислоты.

Ген гиалуронат-синтетазы 2 есть у всех зверей, но та его версия, которая есть у землекопов, работает в два раза активнее. И мыши с землекоповым геном действительно дольше жили и меньше болели. У них даже в пожилом возрасте реже возникало воспаление, хотя ненужная воспалительная реакция то там, то тут служит одним из главных признаков старения. Они дольше сохраняли здоровый кишечник. У них реже появлялись злокачественные опухоли, даже когда их кожу, например, специально обрабатывали канцерогенами.

Эффект высокомолекулярной гиалуроновой кислоты нужно будет ещё исследовать во всех подробностях, но пока можно с большой уверенностью предположить, что пользу свою она оказывает, влияя непосредственно на иммунную систему. Сейчас про гиалуроновую кислоту мы чаще слышим в рекламе какой-нибудь косметики, ещё её используют при лечении некоторых болезней, вроде остеоартрита, но, возможно, в ближайшем будущем её начнут использовать в медицине шире и активнее. (Речь идёт не о том, чтобы есть её ложками; скорее, будут созданы препараты, стимулирующие её синтез или подавляющие её разрушение.) В то же время вряд ли стоит думать, что со старением и возрастными болезнями можно справиться одной только гиалуроновой кислотой. У тех же голых землекопов есть и другие молекулярно-клеточные механизмы, которые тоже вносят определённый вклад в их необычное долголетие. Например, мы писали, что с возрастом у них замедляется синтез белков и что у них чрезвычайно эффективно работает система исправления дефектов в ДНК.