Почему кошки любят тунца

Вкусовые рецепторы кошек особенно чувствительны к двум молекулам, которых много в тунцовом мясе.

Привередливость котиков в еде известна даже тем, кто их дома не держит. Эту их привередливость объясняют эволюционной историей. Мы как-то писали, что более всего кошек тянет к еде с соотношением жиров и белков равным 0,4 к 1. Котики эволюционировали как «сверхплотоядные», то есть питающиеся практически исключительно мясом. Приручили же их сравнительно недавно, и переучиться на какую-то другую еду они ещё не успели. Поэтому до сих пор кошки выбирают животную пищу с определённым содержанием белков и жиров. В смысле отношения к еде котики в большей степени хищники, чем собаки с волками. Даже волки вполне готовы есть орехи с ягодами, хотя мясо они предпочитают в большей степени, что уж говорить про собак, которые сами выпрашивают у хозяев что-нибудь сладкое. Кошки, кстати, сладкое не чувствуют, у них для него нет рецепторного белка — что опять же объясняется «сверхплотоядностью»: в мясе сахара мало, так что соответствующий рецептор просто исчез в ходе эволюции за ненадобностью.

(Фото: Long (lTiga) Nguyen / Unsplash.com

Известно также, что кошки любят рыбу, особенно тунца. Если вспомнить кошачью эволюцию, возникает вопрос, где именно предки домашних кошек степные коты могли пристраститься к тунцу? Да и вообще к рыбе: нельзя сказать, что степной кот изначально был особенно приспособлен к рыбной ловле; он всё-таки не рыбья кошка. Как пишут авторы недавней статьи в Chemical Senses, дело в некоторых особенностях кошачьего рецептора белкового вкуса. Вкус белка, или вкус умами, — один из пяти основных вкусов, наряду с кислым, сладким, горьким и солёным. Рецептор умами чувствителен к аминокислотам (особенно к глутаминовой), что понятно — белки состоят из аминокислот. Кроме того, рецепторы умами реагирую на нуклеотиды. Из нуклеотидов состоят ДНК и РНК, они выполняют ещё целый ряд важных функций в клетке: можно вспомнить и энергетическую молекулу АТФ, и сигнальные молекулы вроде ГТФ или циклического АМФ, и многое другое.

Обычно рецепторы умами включаются, соединяясь с аминокислотой, а нуклеотиды служат усилителями сигнала. Однако у котиков, как выяснилось, в рецепторе есть довольно специфические мутации, и потому у них всё происходит наоборот: рецептор включается нуклеотидом, а аминокислоты усиливают сигнал. Особенно котиковый рецептор чувствителен к нуклеотиду инозинмонофосфату (инозиновой кислоте) и к аминокислоте гистидину. Инозинмонофосфат получают из отходов мясной промышленности — отсюда можно понять, что его много у млекопитающих и птиц (кстати, инозинмонофосфат используют как усилитель вкуса). Гистидина опять же много в курятине, говядине и т. д. Но есть одно животное, в котором одновременно много и гистидина, и инозиновой кислоты — и это, как можно догадаться, тунец.

Когда у кошачьего рецептора умами возникла повышенная чувствительность к гистидину и инозиновой кислоте, кошкам это вряд ли как-то помешало — вкус к мясу они не утратили. Разве что какая-то одна степная живность стала для них вкуснее, чем другая. Но благодаря человеку у котиков появилась возможность регулярно есть рыбу, в том числе и тунца — и старая эволюционная случайность, которая раньше в лучшем случае просто никак не мешала, вдруг обрела новый смысл. Впрочем, хотя мы и говорим, что рядом с человеком кошки эволюционируют не так уж давно, вполне может быть, что сожительство с людьми всё же успело закрепить у кошек вкус к рыбе — есть древнеегипетское изображение возрастом около 3500 лет, на котором кошка ест рыбу, сидя под столом.

У кошек встречаются и другие странные гастрономические пристрастия: кто-то вспомнит котиков, которые едят уж совсем некошачью еду, с углеводами, с какими-то специями и т. д. На это можно ответить, что пристрастие к такой пище у кошек — примерно то же, что пристрастие к чипсам, картофелю фри и прочим жареным жирам и углеводам у людей: мы ведь тоже вполне осознаём, что едим нездоровую пищу, но отказаться от неё не в состоянии. Кроме того, на вкусовые пристрастия животных могут влиять какие-то физиологические факторы, проявившиеся у конкретной кошки в конкретный момент. Наконец, в нашу человеческую еду часто добавляют усилители вкуса, тот же глутамат с инозиновой кислотой, и наши котики, как и их хозяева, чувствуют эту добавленную «вкусность».