Крокодилы прислушиваются к плачущим младенцам

…и понимают их лучше, чем мы.

Нильский крокодил. (Фото: Steve Slater / Flickr.com

Детёныши зверей и птиц криком сообщают родителям, что с ними что-то не так: они хотят есть,  им неудобно, они потерялись и т. д. Человек не исключение: пока ребёнок не научился говорить, родителям приходится расшифровывать его плач. Однако в природе детёныша слушают не только родители, но и хищники. Поэтому стоит ли удивляться, что нильские крокодилы весьма живо реагируют на вопли маленьких приматов? Причём крокодилы даже способны различать оттенки эмоций в детском плаче: чем отчаяннее верещит детёныш, тем больший интерес он вызывает у рептилий.

Сотрудники Университет Жана Монне поставили эксперимент с нильскими крокодилами в одном из зоопарков Марокко: вдоль искусственных прудов с крокодилами поставили аудиодинамики, через которые транслировали крики детёнышей обыкновенных шимпанзе, карликовых шимпанзе (бонобо) и человеческих детей. Крики записывали в разных ситуациях; например, для детей это были вопли неудовольствия во время купания и плач от прививочного укола. Многие крокодилы, как самцы, так и самки, даже если они лениво грелись на камнях, устремлялись к динамикам и даже пытались их кусать. Причём на крики более стрессующих детей крокодилы реагировали сильнее. Если ребёнок или детёныш был не слишком огорчён или напуган, на его плач шёл примерно один крокодил из пяти. Если же крик выдавал сильный стресс, то к нему бежал уже каждый третий крокодил.

Для сравнения тот же детский плач дали послушать людям, которым приходилось иметь дело с маленькими детьми — нужно было по плачу определить, когда ребёнок сильнее испуган. Как говорится в статье в Proceedings of the Royal Society B люди-добровольцы хуже разбирались в детском плаче по сравнению с крокодилами, то есть разница между плачем от сильного стресса и плачем от не очень сильного стресса для человека была мало различима (хотя, надо думать, собственные родители этих детей легко почувствовали бы разницу). Исследователи полагают, что крокодилы прислушиваются к таким звуковым характеристикам детских голосов, на которые мы не обращаем внимания, и потому лучше их понимают. Но выводы из этого своего понимания крокодилы делают свои. Более напуганный детёныш, скорее всего, более доступен для хищника — отчаяннее всего маленький шимпанзе будет вопить, когда он один, когда рядом нет матери, когда он, например, свалился в воду и не может выбраться. Для крокодилов имеет смысл различать оттенки тревожности в детских криках, ведь так они смогут заранее понять, что их ждёт особенно лёгкая добыча.

Автор: Кирилл Стасевич


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее