Палеолитические вороны ели мамонтов

Вороны начали налаживать контакты с людьми десятки тысяч лет назад, подъедая остатки охотничьей добычи вокруг человеческих стоянок.

Жизнь множества живых существ тесно связана с человеком, и это не только домашние кошки, собаки, медоносные пчёлы и пшеница в полях. Это ещё и голуби, и вороны, и крысы с мышами, и мухи с муравьями, и амброзия с крапивой — все те, кого называют синантропными организмами. Некоторые из них ещё не вполне привыкли к человеку и избегают входить прямо в города, обитая на окраинных огородах и сельскохозяйственных полях. Ну, а некоторые вполне освоились в человеческих поселениях, больших и малых, распространяются вместе с людьми и даже стараются держаться поближе к людям и подальше от дикой природы. Многие от сожительства с людьми только выигрывают; так, мы писали, что городские синицы нервничают меньше лесных и что городские животные вообще становятся умнее.

(Фото: Alexandra MacKenzie / Flickr.com

При этом возникает вопрос, когда вообще появились первые синантропные организмы. Паразиты, всякие блохи со вшами, появились очень и очень давно (они тоже считаются синантропными видами). А вот что насчёт птиц и зверей? Ещё раз подчеркнём, что речь не об одомашненных видах, а о тех, которые просто находятся рядом с людьми, извлекая из такой близости определённую пользу. Может показаться, что их синантропизация началась сравнительно недавно, когда людей стало особенно много и они стали слишком уж активно расселяться по земле. Дикие животные, чьи территории пустили под сельское хозяйство, могут либо куда-нибудь уйти, либо вымереть, либо как-то перестать бояться человека. Хотя на ум приходят огромные мусорные свалки с остатками еды — на них можно кормиться, не тратя сил на самостоятельное добывание пищи.

Но на деле сближение с людьми началось ещё до свалок и сельского хозяйства. В двух статьях в Nature Ecology & Evolution и Archaeological and Anthropological Sciences сотрудники Тюбингенского университета, Университета Орхуса и других научных центров пишут, что некоторые животные начали «пользоваться человеком» больше 30 тыс. лет назад, в позднем палеолите. Речь идёт о так называемом восточном граветте — археологической культуре, которая возникла на территории современной Австрии и Моравии. На археологических раскопках восточного граветта, наряду с оружием, палеолитическими Венерами и пр., находят много костей животных. Восточнограветтские охотники очень любили охотиться на мамонтов, но, кроме мамонтовых костей, на их стоянках обнаруживают много костей воронов. Конечно, охотники могли ловить и птиц тоже, ради мяса и перьев. Но вороны эти явно сами прилетали к людям. По изотопному составу костей можно определить, чем питалось животное, и вот, когда в вороньих костях проанализировали изотопы, оказалось, что они ели крупных травоядных.

Мамонтовые туши охотники держали при себе, а что не съедали, то выбрасывали неподалёку. Вороны не могли пропустить дармовой обед, притом что такие обеды должны были повторяться регулярно. И вот палеолитические вороны начали привыкать к людям, съедая всё больше и больше мясных остатков. Люди охотились и на воронов, но для птиц, вероятно, весь риск окупали плюсы от еды, которая достаётся без усилий.

Конечно, вороны могли найти павшего мамонта где-то на стороне, но тогда придётся предположить, что охотникам, убивавшим воронов, чудовищно везло именно на таких птиц, которые питались именно такой падалью. Проще всё-таки допустить, что вороны просто синантропизировались. Это значит, что уже в те давние времена экологические отношения человека с другими живыми существами были сложнее, чем может показаться.

Такая синантропизация не могла не влиять на общую экологическую картину вокруг, хотя это и не первый пример того, что древние люди активно трансформировали окружающую природу — два года назад мы писали, что европейские неандертальцы расчищали под себя весьма обширные лесные территории. Но и сами люди не могли не чувствовать определённых последствий, ведь и птицы, и другие синантропные организмы приносят с собой собственные болезни и собственных паразитов. Какие-то из животных инфекций так и оставались с животными, а какие-то перескакивали к людям. И возможно, что нашему иммунитету пришлось активно эволюционировать из-за разных животных, которые уже тогда не боялись жить рядом с людьми.