Сон после любви

Самцы дрозофил наводят на самок утреннюю сонливость.

Животным, образующим долговременные пары, можно не беспокоиться, что после спаривания партнёр отправится с той же целью к кому-нибудь ещё. На самом деле, измены у моногамных видов имеют место, но всё же носят характер тайного обмана. У полигамных видов тут никакой тайны нет, но будь ты хоть трижды полигамный, в твоих эволюционных интересах, чтобы в следующем поколении были твои дети — именно твои, а не чьи-то ещё. Этого можно добиться, спариваясь с множеством партнёров — с кем-нибудь да повезёт, случится оплодотворение и ваше с ним потомство родится и доживёт до половозрелого возраста. Но одновременно хорошо бы использовать какой-нибудь трюк, который бы ограничивал твоего партнёра в выборе. Лучше всего запереть его (или её) в гареме и никого к нему не подпускать. Но такой способ подходит не всем.

Несколько лет назад мы писали, что пчёлы слепнут от любви в прямом смысле: после спаривания у пчелиных маток ухудшается зрение, и они уже не так хотят встречаться с новыми партнёрами. У самцов-трутней, очевидно, есть какие-то вещества в семенной жидкости, которые действуют на зрение самок, хотя пока непонятно, какие. Нечто похожее происходит у дрозофил: в статье в PLoS Genetics сотрудники аргентинского Национального совета по научным и техническим исследованиям пишут, что самки дрозофил после спаривания спят больше остальных.

В статье учёные говорят о том, что у дрозофил-самцов в семенной жидкости есть некие пептиды, из-за которых самки, раз спарившись, потом спариваются реже — почему-то они становятся не такими привлекательными для самцов. Исследователи понаблюдали за поведением мух в лаборатории и увидели, что неспаривавшиеся, девственные самки просыпаются буквально с первыми лучами солнца (или лампы, которая им служила солнцем). А вот те самки, которые уже спаривались в своей жизни, предпочитали ещё какое-то время поспать. Пептиды из семенной жидкости самцов добираются до мозга самок и действуют там на нейроны, которые управляют поведением мух в зависимости от смены дня и ночи. После спаривания дрозофилы-самки хуже предугадывают наступление дня — то есть, проще говоря, начинают хронически просыпать утро.

Самцы, которые просыпаются раньше, одаривают своим вниманием тех самок, которые тоже просыпаются раньше — тех, которые ещё ни с кем не спаривались. Самки, проснувшиеся позже, пользуются меньше популярностью: возможно, потому что самцы уже подустали, а возможно, потому что их меньше привлекают самки, любящие поспать. Так или иначе, с такой уловкой у самцов повышается вероятность того, что потомство самки, с которой он спаривался, будет именно его, потому что после него на неё будут меньше обращать внимания другие самцы.