Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Коммерциализации научных результатов мешают сами ученые

Главными препятствиями выхода на рынок инновационного проекта являются менталитет и некомпетентность научных сотрудников.

Об этом говорил на Второй международной конференции «Наука – Бизнес ¬ Образование» в Пущино начальник Управления перспективных разработок и интеллектуальной собственности ОАО «Машиностроительные заводы» Варлам Кешелава. К столь неожиданному выводу докладчик пришел на основании проведенного им анализа на тему «Что нам мешает коммерциализировать наши знания?».

Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации

По данным В. Кешелавы, доля России на мировом рынке наукоемкой продукции составляет всего 1%. За 1994 - 2002 гг. 40 основных венчурных фондов, действующих в России и имеющих капитал в 4 млрд долл. США, вложили в инновации всего 1,5 млрд. долларов. То есть, как пояснил докладчик, они не смогли найти применение 2,5 млрд. долларов из-за того, что предлагаемые проекты «слишком сырые».

Хотя Российское Правительство официально декларирует поддержку инноваций, и даже создан ряд структур, помогающих продвигать новые разработки на рынок, реально отечественные разработки практически невостребованы. Среди причин: отсутствие у разработчиков стартового капитала для развития наукоемкого малого бизнеса, несовершенство налогового законодательства (в том числе, непомерные налоги), произвол чиновников, недальновидность местной администрации. Однако, как считает Кешелава, главные проблемы – в «наших головах», а именно, некомпетентность ученых (технологическая, рыночная и деловая), что мешает их занятию наукоемким бизнесом. То есть, ученые не располагают соответствующими знаниями, навыками и даже образом мышления. Отсутствие необходимых знаний в области финансового и экономического управления и есть деловая некомпетентность. Технологическая некомпетентность – это отсутствие информации об актуальных технологиях, а рыночная некомпетентность – это отсутствие надежной маркетинговой информации. В итоге, даже написание бизнес-плана становится непреодолимым препятствием.

С другой стороны, венчурный капитал интересует не идея, а готовое малое предприятие (товар), которое уже продает какой-либо новый продукт, то есть продемонстрировало спрос на данный товар.

По мнению В. Кешелавы, выходом из создавшейся в России ситуации могло бы стать создание на уровне региональных администраций структур, которые могли бы «на долевой основе обеспечивать научные инициативы регулярным маркетингом и менеджментом», а также внедрение в научных учреждениях системы внутрифирменного предпринимательства, которое избавит ученых от несвойственных им функций бизнесменов.

Автор: Татьяна Зимина