Звуки для обезболивания

Фоновый шум в сочетании с негромкой музыкой помогают снять боль.

И многие врачи, и многие больные считают, что музыка снимает боль. Есть наблюдения, которые это и впрямь подтверждают. В 1960 году несколько стоматологов опубликовали в Science статью, в которой утверждали, что если их пациенты слушают музыку во время стоматологических процедур, то сами процедуры кажутся менее болезненными. А восемь лет назад большая группа исследователей сообщила в Frontiers in Psychology, что музыка снимает фибромиалгические боли, причём музыка может быть любой, от Моцарта до современных поп-песен.

Сотрудники Китайского научно-технологического университета решили проверить обезболивающие свойства музыки на мышах. Несколько дней по двадцать минут каждый день мышам крутили кусок одной из оркестровых сюит И. С. Баха. Сила баховских звуков составляла 50–60 децибел, а фоновый шум в комнате, где ставили эксперимент, составлял 45 децибел. То есть музыка была вполне различима, но ненамного громче фоновых звуков. Пока из динамиков лился Бах, мышам делали болезненный укол в лапу, и затем тонкой палочкой слегка тыкали в эту же лапу. По реакции мышей можно было понять, насколько им продолжает быть больно.

Музыка действительно снимала боль мышам, то есть они не так резко вздрагивали от прикосновений, не так резко отдёргивали лапу и не лизали её, если во время всей процедуры они слышали ещё что-то, кроме обычного шума. Но обезболивающий эффект лучше всего проявлялся лишь в том случае, если музыка раздавалась всего на 50 децибелах, то есть когда она всего на 5 децибел превышала звуковой фон. Если громкости прибавляли, мыши начинали реагировать на раздражение так же, как если бы музыки не было вообще. И, что важно, обезболивающим эффектом обладал и оригинальный Бах, и та же баховская музыка, но искажённая настолько, что приятной назвать её было уже нельзя, и даже белый шум — важно было лишь, чтобы и шум, и неприятная музыка не слишком выделялись по громкости над фоном. Эффект обезболивания мог длиться ещё два дня после того, как мыши переставали слушать обезболивающие звуки.

Мышам также вводили в мозг электроды, чтобы понять, что происходит в мозге при обезболивании музыкой. Исследователей интересовала слуховая кора (то есть та зона полушарий, которая принимает звуковую информацию от ушей) и таламус  — особый участок мозга, который собирает почти все сенсорные сигналы, а потом распределяет их по другим нейронным центрам. В статье в Science говорится, что среди нейронных цепей, связывающих слуховую кору и таламус, есть пара таких, от которых зависят болевые ощущения. Слабый добавочный шум подавляет активность этих нейронных цепей, и боль слабеет. Если же их искусственно простимулировать, боль станет интенсивнее. Таламус принимает в том числе и болевые сигналы, и хотя слуховая кора напрямую не имеет к ним отношения, тем не менее, её активность влияет на то, как мозг обрабатывает болевую информацию.

Остаётся вопрос, почему нужно именно такое странное условие — чтобы к фоновому шуму определённой громкости добавилось ещё немного других звуков. Судя по результатам, мышиному мозгу всё равно, что это будет за добавка, но возможно, какие-то другие акустические параметры, кроме громкости, тоже играют свою роль. Кроме того, если говорить о людях, то у нас всё-таки есть какие-то музыкальные предпочтения. Пациенты с фибромиалгией, о которых шла речь выше, выбирали послушать не просто музыку, а ту, которая им нравится. Вполне может быть, что у нас обезболивающий эффект от музыки зависит не только от децибел, но и от того, что мы о ней думаем.

Автор: Кирилл Стасевич


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее