Удар молнии можно определить по костям

Сильный электрический ток оставляет в костях характерные повреждения, которые нельзя ни с чем спутать.

Удар молнии видно по коже и повреждениям внутренних органов, но как быть, если на останках ни кожи, ни других тканей не осталось? Вопрос, с одной стороны, праздный, с другой — не очень праздный. Криминалистам порой приходится выяснять причину смерти по голому скелету, и хотя по статистике гибель от удара молнии — не такое уж частое событие (около 24 тыс. человек в год), желательно, чтобы даже такую редкую причину смерти можно было однозначно определить независимо от того, когда человек умер.

(Иллюстрация: zmijak / Depositphotos

Очевидно, что тут нужно найти какие-то следы в костях. Эксперимент, который более всего был бы похож на реальную ситуацию, выглядел бы так: исследователи кладут кости где-нибудь в районе с частыми грозами и ждут, когда по ним ударит молния. Но ждать придётся долго. Поэтому сотрудники Университета Витватерсранда пошли по другому пути: они били кости током силой до 10 тысяч ампер — настоящие молнии часто бывают намного сильнее, но зато такой опыт можно поставить в лаборатории. Структуру костей до и после удара током анализировали с помощью микроскопов и томографии.

Кости состоят не только из минерального вещества и вмурованных в него белков, в них есть и клетки, которые производят это вещество, а также клетки, которые его разрушают. В статье в Forensic Science International: Synergy говорится, что от удара током в костях появлялись трещинки, которые либо радиально разбегались от костных клеток, либо возникали беспорядочно между группами клеток. Важно, что эти микротрещины складывались в уникальный рисунок, отличаясь, к примеру, от повреждений, которые образуются в костях при очень высокой температуре. То есть кость, в которую попала молния, можно отличить от кости, которая горела в пожаре.

Исследователи также сравнили человеческие кости, которых били током в лаборатории, с костью жирафа, про которого было точно известно, что его убила молния. Повреждения в обеих костях выглядели одинаково, из чего авторы работы сделали вывод, что им удалось найти способ определять удар молнии по голым костям.

Правда, если говорить о криминалистике, возникает вопрос: что, если человека убили сильным разрядом тока, а тело отвезли на открытое пространство — его ведь легко могут принять за погибшего от молнии? Впрочем, вряд ли хоть каким-то преступникам до сих приходило в голову имитировать «естественную причину смерти» таким вот замысловатым образом.

Ну а если отвлечься от криминальных дел, то можно предположить, что в скором времени антропологи и палеонтологи, вооружившись новым исследовательским методом, порадуют нас сведениями о том, сколько неандертальцев, мамонтов и динозавров гибло от доисторических гроз.