Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Россия – гигантское хранилище углекислого газа

Естественный запас углекислоты в России превышает количество, выбрасываемое в атмосферу всеми промышленными предприятиями нашей страны, в три раза. К такому неожиданному выводу пришли российские ученые, начав измерение количеств углекислоты по обязательствам Киотского протокола.

Вопрос о глобальном круговороте углекислого газа в связи с подписанием Киотского договора давно превратился из чисто научного в политический. Данные, представленные международному сообществу в докладах на заседании Президиума Российской Академии наук академиками Георгием Заварзиным и доктором биологических наук Валерием Кудеяровым (Институт физико-химических и биологических проблем почвоведения РАН, Пущино) о балансе органического углерода в природных зонах России, показали, что оценки зарубежных специалистов не соответствуют реальности. Россия не загрязняет атмосферу углекислотой, а, наоборот, аккумулирует этот парниковый газ на своей территории.

Баланс углерода слагается из первичной продукции растительным покровом («сток»), деструкции (разложения) отмершей биомассы («источник»), накопления углерода в виде гумуса («резервуар»). По данным Межправительственной комиссии, оценивающей и периодически уточняющей глобальный баланс углерода, в поясе к северу от 30о, то есть там, где простирается Россия, имеется избыточный запас углерода от 0,7 до 1,8 Гт (млрд. т).

Каков же баланс углерода в России по данным российских биологов? Резервуары органического углерода России составляют 39,8 Гт в фитомассе лесов и 296 Гт в гумусе почв (7,2% фитомассы и 19,7% почвенного углерода в мире). Поток углерода из почвы («дыхание почвы»), слагающийся из корневого и микробного дыхания, составляет 4,3 Гт/год. Промышленная эмиссия углерода составляет 0,42 Гт/год или 15% от дыхания микроорганизмов. Кроме того, существенным источником углекислого газа служит разложение грибами древесных остатков на поверхности почвы, оцениваемое в 0,21 Гт/год. Остальные источники углекислоты – лесные пожары, заготовка древесины, перенос с реками, аграрный сектор, которые вместе с сжиганием топлива в сумме дают 782 Мт/год.

Итак, поглощение углерода превышает его эмиссию на 0,868 Гт/год. С учетом погрешностей определения больших величин ученые пришли к выводу, что Россия является важным глобальным хранилищем углекислоты. Причина такого баланса связана, в первую очередь, с холодным влажным климатом, в условиях которого деструкция микроорганизмов замедлена по отношению к продукции. Кроме того, заболачивание обширных территорий приводит к замедлению разложения растительных остатков в анаэробных условиях (в отсутствии кислорода) и накоплению торфа.

Источник: "Наука и жизнь"