Первые земледельцы ослабили иммунитет, чтобы выжить

С появлением сельского хозяйства человеческий иммунитет должен был перестроиться, чтобы не убивать людей постоянным сильным воспалением.

Древние люди довольно долго жили охотой и собирательством, пока не придумали заняться сельским хозяйством, то есть специально выращивать растения и разводить скот. Этот переход называют неолитической революцией, и считается, что началась она не раньше 10 000 лет до нашей эры. Разумеется, всё происходило не сразу и не везде, растения и животных нужно было окультуривать и приручать, и где-то неолитическая революция началась раньше, где-то позже.

Первые скотоводы должны были научиться легко переносить инфекционные болезни. (Фото: natalia.milko@gmail. / Depositphotos

Но кроме одомашнивания и окультуривания, древние люди должны были столкнуться с медицинскими проблемами. Земледельцы и скотоводы стали подолгу жить на одном месте, и жили они большими общинами. Тут же рядом находился скот. Можно представить, какие тогда начались вспышки инфекционных болезней, которым очень способствовала скученность большого количества людей и грязь. Земледельцев и скотоводов в итоге спасло то, что их иммунитет перестроился так, чтобы не слишком бурно реагировать на инфекции.

Когда бактерия или вирус попадают к нам, наши клетки начинают обмениваться молекулярными сигналами, среди которых важную роль играют белки цитокины. Заражённые клетки и иммунные клетки с помощью цитокинов регулируют силу защитных действий. Одно из таких защитных действий — воспаление, сопровождающееся повышением температуры, отёками, апатией и т. д. Слишком сильное воспаление причиняет вред самому организму, его здоровым клеткам и тканям. При этом сила воспаления не обязательно соответствует серьёзности угрозы — может быть так, что иммунитет просто гиперчувствителен и начинает бороться с инфекцией со всей своей силой, даже если инфекция пустяковая. И тогда уже надо бояться не столько инфекции, сколько собственной иммунной системы (как это происходит, например, с коронавирусной инфекцией COVID-19, при которой стараются ослабить иммунную реакцию на вирус, чтобы иммунитет не убил больного).

Иммунная реакция зависит от генов, которые у разных людей бывают в разных вариантах. Сопоставив последовательность ДНК таких генов с уровнем воспалительных иммунных белков у конкретных людей, можно понять, какие особенности в генетике соответствуют слишком чувствительному иммунитету. Более того, сравнивая «ДНК более или менее сильного воспаления» и «ДНК более или менее слабого воспаления», можно понять, как должна выглядеть ДНК особенно сильного воспаления. Сотрудники Университета Неймегена именно это и сделали: сначала они проанализировали генетику и состояние иммунитета более чем у пятисот современных людей, а потом проанализировали ДНК из нескольких сотен человеческих останков возрастом от 45 тыс. до 2 тыс. лет. По иммунно-генетической шкале, составленной на материале современных людей, можно было понять, как обстояли дела с реакцией на инфекцию у людей древних.

В статье в eLife говорится, что у тех, кто жил после сельскохозяйственной революции, уровень воспалительных белков должен был быть ниже, чем у более древних охотников-собирателей. То есть иммунитет земледельцев и скотоводов относился к инфекциям более спокойно и позволял людям сравнительно легко перенести болезнь. (Корректнее будет сказать, после неолитической революции среди людей преимущественно выживали те, чей иммунитет не перегревался чрезмерно в ответ на инфекцию.) То есть скотоводы и земледельцы выжили благодаря ослабленному иммунитету — ослабленному по сравнению с охотниками-собирателями.

Но иммунитет слабел только в одном своём аспекте. Если речь идёт о локальных травмах, заражениях и воспалениях, то тут как раз после неолитической революции всё усилилось. Всё происходило сложнее: у охотников-собирателей воспаление сильно реагировало на общую инфекцию и слабо — на местную, локальную, а у скотоводов и земледельцев всё стало наоборот, какой-нибудь тогдашний грипп они переносили легче, а вот царапины и ссадины должны были болеть и воспаляться у них сильнее. И если бы тот же коронавирус SARS-CoV-2 пришёл к охотникам и собирателям, жертв среди них было бы намного, намного больше.

Вместе с тем, как пишет портал Science, некоторые специалисты полагают, что к результатам исследования нужно относиться с некоторой осторожностью. В ходе эволюции менялся не только наш иммунитет, менялись и патогены, которые нас атакуют. Бактерии и вирусы, которые заражали неолитических земледельцев и охотников, были немного иные, чем те, которые сегодня заражают нас. Соответственно, и воспаление у древних людей могло развиваться с некоторыми особенностями, которые сейчас вряд ли возможно узнать.