Когда лишний вес уходит через кожу

Иммунный белок заставил ожиревших мышей «вспотеть» жиром.

Когда говорят про избыточный вес, то обычно имеют в виду, что лишний жир нужно сжечь – либо с помощью физических упражнений, либо с помощью какого-нибудь стимулятора обмена веществ. И в этом смысле то, что описывают в Science сотрудники Университета Пенсильвании, выглядит действительно необычно: исследователи с помощью иммунного белка заставили лишний жир выйти наружу через сальные железы кожи.

Иммунный белок – это TSLP, или тимический стромальный лимфопоэтин. Он играет большую роль в созревании Т-лимфоцитов в тимусе, кроме того, его активно изучают в связи с различными аутоиммунными расстройствами и аллергиями. Наконец, известно, что TSLP влияет на активность группы Т-клеток, регулирующих обмен веществ. Именно поэтому авторам работы пришло в голову выяснить, можно ли с помощью TSLP поправить расстроенный метаболизм.

Мышам с ожирением, которым угрожал диабет второго типа, вводили ДНК, кодирующую TSLP – чтобы их клетки начали синтезировать больше TSLP. Через четыре недели риск диабета уменьшился, то есть ткани и органы мышей начали лучше реагировать на инсулин и активнее поглощать глюкозу. Но самое главное было в том, что мыши похудели – с 45 грамм до 25 грамм, хотя продолжали есть жирную еду. У них стало меньше висцерального жира, который облегает внутренние органы в брюшной полости и который считается более опасным, чем жир подкожный (преимущественно висцеральный жир провоцирует все те физиологические осложнения, которые сопутствует ожирению).

При всём том у мышей с повышенным уровнем TSLP аппетит оставался прежним, и обмен веществ не ускорялся. То есть нельзя было сказать, что TSLP заставляет меньше есть или понуждает организм активнее сжигать накопленные калории. И тут исследователи заметили, что у похудевших мышей как-то слишком блестит мех. В итоге оказалось, что лишний жир выходит в кожном сале – TSLP стимулировал активность Т-клеток, а те, в свою очередь, действовали на сальные железы. Всё-таки кожное сало защищает нас от неблагоприятные воздействий, создаёт барьер на коже, через который трудно пробиться внешним патогенам, и вот Т-клетки заставляли сальные железы усилить этот барьер.

Теоретически человек тоже может «вспотеть» лишним жиром: активность восемнадцати генов, которые управляют нашими сальными железами, совпадает с активностью TSLP – чем выше уровень TSLP, тем активнее «сальные» гены в коже человека. Если такой способ сбросить лишний вес окажется вполне безопасным, его смогут использовать как те, у кого ожирение стало клинической проблемой, так и те, которые просто хотели бы сбросить пару кило; правда, тут будет одно неудобство – мыться придётся чаще.