У людей нашли «ген худобы»

Отключение гена одного из нейронных рецепторов наполовину уменьшает вероятность ожирения.

Обмен веществ зависит не только от того, что и как мы едим и какой образ жизни вообще ведём, но и от генов. Бывает, что человек старается заниматься спортом и есть только здоровую пищу, но лишние килограммы особо никуда не исчезают. В таком случае приходится признать, что человеку не повезло с каким-то геном.

Это значит, что один из генов, управляющих обменом веществ, достался ему в таком варианте, из-за которого в организме появляются лишние запасы жира. Про один из таких генов мы рассказывали буквально месяц назад: в Nature Medicine выходила статья о гене меланокортинового рецептора 4 (MC4R) – из-за мутаций в нём у молодого человека к 18 годам может накопиться целых 17 лишних килограммов. Конечно, и с плохим геном или генами можно похудеть, но для этого придётся приложить намного больше усилий, а то и сесть на какие-нибудь лекарства.

Но бывает и наоборот: мы знать не знаем ни про здоровое питание, ни про обязательный спорт, а фигура остаётся стройной. Тут тоже может быть всё дело в генах. Один из таких генов описан в вышедшей на днях статье в Science. Исследователи анализировали геномы более чем 640 тыс. людей с прицелом на последовательности, кодирующие белки (то есть не учитывались те участки ДНК, которые только управляли работой других участков, но сами ничего не кодировали). При этом искали гены и мутации, которые в принципе влияют на вес, будь то в сторону увеличения его или уменьшения.

Один из генов, GPR75, влиял на вес очень сильно. Точнее, не ген вообще, а мутации в нём: ген GPR75 у нас есть в двух копиях, и если мутация полностью отключала одну из копий, человек весил в среднем на 5,3 кг меньше, и  наполовину уменьшалась вероятность того, что у него случится ожирение. GPR75 кодирует рецептор на нейронах гипоталамуса, который, как известно, регулирует обмен веществ и пищевое поведение – голод, аппетит и пр. Очевидно, от рецептора GPR75 зависит, как нейроны гипоталамуса воспринимают информацию о метаболизме и какие действия они в связи с этим могут предпринять.

Эксперименты на мышах подтвердили значительную роль GPR75 в обмене веществ: мышей с отключённой копией GPR75 держали на жирной пище, и, несмотря на такую еду, они весили на 44% меньше, чем их товарищи, у которых обе копии GPR75 работали. (То есть GPR75 можно назвать «геном худобы» только с некоторой натяжкой – он становится таким, когда не работает.) Кроме того, у мышей с отключённым GPR75 клетки были более чувствительны к инсулину и лучше поглощали глюкозу из крови. Нечувствительность тканей к инсулину влечёт за собой повышенный уровень сахара в крови, а следом и полноценный диабет второго типа. Получается, что если GPR75 работает вполсилы (без одной копии), то вероятность диабета должна быть меньше.

Люди, у которых один из GPR75 не работает, встречаются с  вероятностью один на три тысячи человек, так что вряд ли стоит злоупотреблять нездоровой едой, надеясь, что у тебя есть та самая мутация. С другой стороны, тем, кто несмотря ни на что, никак не может похудеть, могли бы помочь лекарства, подавляющие работу рецептора GPR75.