Можно ли предсказать ожирение по генам

Новый полигенный метод анализа позволяет до некоторой степени предсказать вероятность лишних 13 килограммов.

Избыточный вес зависит от генов. Одним из самых известных и самых изученных здесь является ген FTO (fat mass and obesity-associated protein) – некоторые варианты FTO добавляют его носителям в среднем три лишних килограмма. Но это именно что один из генов ожирения – по некоторым оценкам, их здесь замешано несколько сотен. Ничего удивительного: избыточный вес обусловлен множеством молекулярно-клеточных процессов, подчиняющихся множеству генов.

Поэтому, если мы хотим предсказать вероятность ожирения, то мы можем, конечно, выбрать один-два гена, но предсказание выйдет неточным. Лучше проанализировать весь геном, сопоставив те или иные генетические варианты с избыточным весом. Именно такую работу проделали исследователи из Гарварда, проанализировавшие более 2,1 млн генетических вариантов в геномах ста тысяч людей. (Под генетическими вариантами тут надо понимать не конкретные гены, кодирующие белки, а участки-локусы в ДНК, где замены, вставки и выпадения генетических букв сопутствуют появлению лишних килограммов; причём даже не обязательно знать, за что именно в смысле обмена веществ отвечает тот или иной участок.)

В результате удалось создать предсказательную шкалу, у которой внизу была сумма генетических вариантов, помогающих оставаться стройными, а вверху – сумма генетических вариантов, помогающих набрать лишний вес. В статье в Cell говорится, что самые неудачные комбинации генов можно найти у 10% людей, точно также и самые удачные комбинации можно найти у 10% людей; остальные 80% занимают на этой шкале промежуточное положение. Разница между «верхом» и «низом» на генетической шкале ожирения составляет в среднем около 13 кг. Тот, кому выпали особенно неудачная комбинация генов, вероятность получить сильное ожирение будет в 25 раз больше, чем у того, у кого гены оказались особенно удачными.

Это не первая попытка предсказать ожирение по генам, но, как пишут авторы работы, самая точная. Вместе с тем многие специалисты сомневаются, что здесь вообще можно говорить о предсказаниях – по словам Рит Лоуз (Ruth Loos) из медицинского центра Маунт-Синай, гены отвечают за 50% ожирения, а остальные 50% на счету образа жизни. Так что для предсказания, кроме информации о генах, нужно ещё знать, как человек живёт. Например, среди тех людей, чьи геномы анализировали, была группа из 3722 человек, среди которых у 371, судя по генам, должно было быть тяжелое ожирение. Но ожирение было только у 58 из них. Остальным, очевидно, удалось жить так, чтобы вес не вырвался из-под контроля, даже если для этого им пришлось приложить немало усилий.

То есть, возможно, новый полигенный анализ работает лучше, чем предыдущие подобные методы, но в реальной жизни, повторим, генетические предсказания нужно оценивать в комплексе с другими факторами. И если кому-то по генам выпало быть толстым, то это не значит, что нужно покориться судьбе – это значит, что нужно быть внимательнее к самому себе.

Кстати, похожим образом дела обстоят и с генами, связанными с интеллектом: совсем недавно мы писали о том, что у подростков 12–16 лет разницу в когнитивных навыках по генам можно предсказать максимум на 11%. Впрочем, не исключено, что и в случае с ожирением, и в случае с интеллектом предсказательная сила генетических методов повысится, когда мы глубже поймём механизмы регуляции генетической активности.

По материалам ScienceNews.