Эффективность диеты зависит от генов

Избыточный вес можно набрать даже от здоровой диеты, а все потому, что конкретные варианты генов, контролирующие обмен веществ, не смогут найти с этой диетой общий язык.

Далеко не всегда удается точно предсказать, как организм среагирует на ту или иную диету. (Фото: nicoletaionescu / Depositphotos.)

Как бы нас ни уверяли в универсальной чудодейственности очередной диеты, сейчас, наверно, сложно найти человека, который бы в это поверил. Мы давно знаем, что диета на разных людей действует по-разному, и дело не столько в том, что у кого-то не хватает воли выдержать все предписания, а в том, что генетически мы довольно заметно отличаемся друг от друга. Наш обмен веществ, как и все прочее в организме, зависит от генов, и если гены отличаются, то и питательные вещества иначе расщепляются, всасываются и накапливаются в тканях тела.

Экспериментальное подтверждение тому получили исследователи из Техасского университета A&M. Уильям Баррингтон (William T. Barrington) и его коллеги в течение полугода держали подопытных мышей на пяти разных диетах: условной американской, средиземноморской, японской и кетогенной; пятая диета была не совсем диетой, это был стандартный мышиный корм. Соответственно, американская диета (единственная нездоровая из всех) была богата жирами и очищенными углеводами; из корма для кетогенной диеты убрали углеводы, но добавили много жиров и белков; японская диета включала в себя рис и экстракт зеленого чая; средиземноморская – пшеницу и экстракт из красного вина.

Суть же эксперимента была в том, что мышей было четыре группы, и если внутри каждой из них особи генетически мало отличались друг от друга, то сами группы отличались друг от друга примерно так же, как два разных человека. Каждую группу прогоняли через каждую из пяти диет. Оказалось, что более-менее одинаковый результат дает только та, в которой много жиров и углеводов (которую назвали американской) – на ней животные быстро набирали вес, хотя не все группы в одинаковой степени.

В двух случаях все дошло до ожирения и сопутствующего метаболического синдрома (так называют комплексное нарушение обмена веществ, которое может превратиться в диабет второго типа); в двух других группах мыши перенесли американскую диету с меньшими проблемами, и в одном случае все признаки нездорового питания заключались лишь в повышенном содержании жира в печени и небольшой прибавке в весе.

То, что пища с жирами и углеводами нарушает обмен веществ, говорят уже давно, так что результат с американской диетой по большому счету не так уж удивителен. Однако, как пишут авторы работы в журнале Genetics, некоторые из мышей получали ожирение и от других, здоровых диет. Были такие, у которых избыточный вес появился на средиземноморской диете (хотя этому избыточному весу было далеко до ожирения от диеты американской). На «японской еде» три группы чувствовали себя хорошо, но у четвертой начались неприятности: у мышей из четвертой группы печень очень быстро набрала столько жира, что это стало проблемой. На кетогенной диете две группы чувствовали себя нормально, но у третьей началось самое настоящее ожирение, с повышенным уровнем холестерина и опять-таки большим количеством жира в печени, а мыши четвертой группы, хотя и оставались внешне подтянутыми, все равно стали весить заметно больше. Результаты были те же независимо от того, ограничивали ли животных в еде или позволяли есть, сколько влезет.

На самом деле, зависимость эффективности диеты от генов начали исследовать не сегодня и не вчера. Например, в связи со средиземноморским типом питания часто говорят, что он сохраняет сердце здоровым, однако известно, что кардиопротекторные свойства такой диеты проявляются лишь в том случае, если сердцу угрожает определенный генетический дефект – мутацией в гене транскрипционного фактора TCF7L2, который регулирует обмен глюкозы. Если с геном белка TCF7L2 все в порядке, диета никакого влияния на сердечное здоровье не оказывает (и, вероятно, от сердечно-сосудистых неприятностей, связанных с другими причинами, не защищает).

Однако прямых экспериментальных работ на тему генов и диеты пока что маловато. Конечно, мыши – не люди, однако в данном случае важно, что удалось в принципе продемонстрировать связь генетических различий с тем, как организм реагирует на тот или иной рацион. Правда, мы пока не знаем, какие именно в точности генетические особенности могут привести к тому, что от кетогенной или средиземноморской диеты появится лишний вес, так что в этом вопросе остается уповать на будущие исследования.

Автор: Кирилл Стасевич


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее