Медицинские маски улучшают металлом

Раствор с танталовыми наночастицами делает маски смертельными для бактерий.

Чтобы не вдыхать чужие бактерии и вирусы и не выдыхать на других людей своих микробы, мы пользуемся медицинскими масками. Если говорить о защите от бактерий, то эффективность маски можно даже повысить, если пропитать её антибиотиком. Но антибиотика понадобится много, к тому же бактерии могут выработать устойчивость к нему.

Сотрудники Национального исследовательского технологического университета (НИТУ) «МИСиС», Московского государственного университета и Института биохимической физики РАН выяснили, что маску можно сделать антибактериальной с помощью наночастиц металла. Исследователи готовили водно-спиртовые растворы наночастиц железа, тантала и других металлов. В этих растворах смачивали кусочки хлопчатобумажной ткани, после чего ткань клали на твёрдую питательную среду, засеянную бактериями. Наночастицы, обладая антибактериальным действием, сдерживали бы рост микробов. Действительно, они его сдерживали, причём наиболее эффективными оказались частицы тантала.

Растворы наночастиц проверяли на сенной палочке Bacillus subtilis и кишечной палочке Escherichia coli, которые относятся к грам-положительным (сенная палочка) и грам-отрицательным (кишечная палочка) бактериям. Это значит, что у них по-разному устроена клеточная оболочка. Но несмотря на разное строение оболочки, частицы разрушали её и бактерии гибли. А вот клетки животных наночастицы не убивали (по крайней мере, в тех концентрациях, в которых они убивали бактерий).

В статье в Nanomaterials говорится, что наночастицы были эффективнее хлорида бензалкония и хлорида бензетония, популярных антисептиков. От наночастиц бактерии гибли даже с избытком: иммунитет может справиться с не очень большим числом микробов, однако наночастицы работали настолько эффективно, что иммунитету можно было бы уже не беспокоиться. Правда, ни на животных, ни на тем более людях маски с наночастицами ещё не проверяли – это предстоит сделать в ближайшем будущем.

Работа выполнена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований.

По материалам пресс-службы НИТУ «МИСиС».