Грипп передаётся с пылью

Некоторые вирусы могут летать по воздуху на частицах пыли – но насколько такая вирусная пыль опасна для людей, пока неизвестно.

Мы передаём вирусы друг другу с микроскопическими капельками влаги, которые выдыхаем, выкашливаем или вычихиваем. Другой вариант подцепить вирус: дотронуться до какой-нибудь поверхности, на которую осели вирусные частицы, а потом потянуть руки в рот.

Исследователи из Калифорнийского университета в Дэвисе и Медицинского центра Маунт-Синай пишут в Nature Communications, что есть ещё один способ передачи вирусов, который до сих пор мы недооценивали – это пыль. Опыты ставили с морскими свинками, которых заражали гриппом. Через пару дней вирус находили у них на шерсти, лапах и ушах. Морские свинки не чихают и не кашляют, как люди, так что вирус мог осесть на теле, когда животные ухаживали за шерстью, или тёрлись носом о клетку, а потом задевали туловищем за это место, и т. д. Так или иначе, вирус оседал на морских свинках, и если там и были какие-то микрокапли, они быстро высыхали.

В следующем эксперименте брали уже переболевших морских свинок, иммунных к гриппу, и наносили им на шерсть раствор с вирусом. Затем животных сажали в клетку рядом с другими морскими свинками, которые гриппом ещё не болели. Напрямую контактировать друг с другом те и другие не могли, так что вирус мог только по воздуху перелететь от одних морских свинок к другим. И поскольку свинки с вирусом на шерсти уже переболели, то никакого вируса в выдыхаемом воздухе у них не было. Единственный способ, которым грипп мог бы перебраться из одной клетки в другую, это какие-то твёрдые микрочастицы, достаточно лёгкие, чтобы подняться в воздух – то есть пыль.

Три из двенадцати неиммунных свинок заболели гриппом – то есть вирус в принципе действительно может передаваться с пылью. Но насколько такой способ заражения распространён среди людей, ещё предстоит выяснить. Здесь, кроме того, стоит учитывать, что вирусоносные частицы пыли поднимаются с поверхности, на которую вирус попал до этого. В клетке морских свинок такой пыли предостаточно, но мы всё-таки живём в других условиях. С другой стороны, можно представить, как промышленная пыль смешивается с вирусными капельками, которые выдохнул какой-нибудь больной, и дальше вирус уже полетит не в водяном аэрозоле, а на пылевых частицах.

С третьей стороны, разные вирусы могут по-разному относиться к разной пыли и к пыли вообще. Пусть вирус гриппа легко путешествует таким образом от хозяина к хозяину – из этого вовсе не следует, что так же может передаваться и наш новый коронавирус SARS-CoV-2.