Табак помогает в прививках

Табак действительно помогает в прививках – если под табаком мы имеем в виду живое растение, а прививать собираемся помидор к хризантеме.

Когда садоводы делают прививку, это значит, что они часть одного растения пересаживают на другое. То растение, которое прививают, называют привой; то, к которому прививают – подвой. У прививок есть много разных вариантов, но в любом случае эту процедуру обычно проводят, чтобы получить растение, которое объединяло бы полезные свойства привоя и подвоя. Например, побег культурного сорта прививают к дикой разновидности: от культурного растения будут вкусные плоды, а от дикого – устойчивость к заболеваниям, холодам и пр.

Растения табака. (Фото: zbg22 / Depositphotos
Хризантема, табак и томат, объединённые в одном растении. (Фото: Michitaka Notaguchi / Nagoya University)

Обычно прививки удачно проходят между подвидами одного вида или между близкими видами – в общем, между растениями, достаточно родственными друг другу. Но сотрудники Нагойского университета нашли способ соединять друг с другом совсем  не родственные виды. Всё началось с табака. Сначала исследователи обнаружили, что табак успешно прививается на Arabidopsis thaliana, хотя они принадлежат разным семействам: табак – к Паслёновым, A. thaliana – к Капустным. Тогда было решено взять семь видов табака и попробовать привить его к 84 видам из 42 семейств других растений. Табак использовали и как привой, и как подвой, и оказалось, что он успешно сочетается с 73 видами из 38 семейств.

Наконец, в следующем эксперименте табак работал прививочным посредником. Пусть два растения плохо прививаются друг к другу, но если использовать между ними кусок табака как мостик, может быть, всё получится? На стебель и корень хризантемы садовой привили стебель табака, а на стебель табака потом посадили стебель томата. Все привои прижились, и этот растительный монстр Франкенштейна даже принёс плоды, хотя и небольшие.

В статье в Science говорится, что секрет хорошей прививаемости табака в высоком уровне ферментов β-1,4-глюканаз: их гены начинают активно работать там, где встречаются ткани разных растений. Эти ферменты разрушают клеточные стенки и тем самым, вероятно, помогают привою и подвою соединится. Когда с помощью методов генетической инженерии в A. thaliana стимулировали гены глюканаз, то эффективность прививок с A. thaliana усилилась без посредничества табака.

Дальнейшие эксперименты покажут, насколько эффективными с практической точки зрения окажутся гибриды, получаемые с помощью табака. В эксперименте хризантему с томатами соединяли, чтобы доказать, что такой метод работает. Возможно, с помощью табака можно будет выращивать растения с такими свойствами, соединить которые в одном кусте или дереве раньше даже и не мечтали.