Женская матка выбирает сперматозоиды по их иммунитету

В шейке матки дольше всех выживают те сперматозоиды, чьи иммунные гены сильнее всего отличаются от женских.

Прежде чем сперматозоид соединится с яйцеклеткой, он должен пройти через шейку матки, которая заполнена особой слизью (она так и называется – шеечная, или цервикальная, слизь). Эта слизь движется от матки наружу, навстречу сперматозоидам, так что сквозь такой встречный поток могут пройти только нормальные сперматозоиды с хорошей подвижностью.

(Иллюстрация: phonlamai / Depositphotos

Кроме того, здесь же, в шейке матки, мужские половые клетки проходят отбор на иммунные гены. Исследователи из Университета Восточной Финляндии пишут в Proceedings of the Royal Society B, что с большей вероятностью сквозь шеечную слизь проходят те сперматозоиды, чьи гены HLA сильно отличаются от генов HLA женщины. Гены HLA кодируют белки системы человеческого лейкоцитарного антигена – это комплекс поверхностных белков, которые есть почти на всех клетках тела. Они помогают иммунной системе отличать чужеродные клетки от собственных клеток тела, а больные – от здоровых. Ещё эти белки называют MHC, или главным комплексом гистосовместимости. Гены и белки MHC есть у всех позвоночных; часто говорят, что HLA – просто человеческий вариант MHC.

То, что иммунные белки MHC играют роль в размножении, ранее было показано в экспериментах на птицах и рыбах: животные выбирают себе пару из тех, чьи гены MHC отличаются от своих собственных, и успех оплодотворения тоже будет тем выше, чем больше различий в MHC у партнёров. Теперь то же самое удалось показать и для человеческих половых клеток.

Авторы работы взяли шеечную слизь у девяти женщин и семенную жидкость у восьми мужчин и проверили, как сперматозоиды будут чувствовать себя в разных образцах слизи. Оказалось, что сперматозоиды с сильно отличающимися генами HLA (или MHC) выживали в шеечной слизи дольше – значит, у них больше шансов добраться до яйцеклетки. Почему именно сперматозоиды с неудачными HLA хуже выживали, пока неясно. В шеечной слизи есть белки HLA, которые в ней просто плавают – возможно, встреча белков HLA в слизи и HLA на поверхности сперматозоидов запускает какую-то иммунную реакцию, из-за чего сперматозоиды с неподходящими HLA гибнут. Но это пока только предположение.

Смысл искать партнёра с отличающимися генами HLA в том, чтобы у потомства их набор оказался как можно более разнообразным – у ребёнка ведь получится комбинация HLA от отца и матери. Если не вдаваться в подробности, то в целом можно сказать, что чем разнообразнее гены, тем лучше иммунитет будет отражать инфекционные болезни. Кстати говоря, различия в HLA сказываются на запахе тела и запаховых предпочтениях: известно, что женщинам кажется приятнее запах тех мужчин, чьи гены HLA сильнее отличаются от их собственных.

Возможно, некоторые случаи бесплодия можно отнести на счёт вот такой иммунной избирательности шейки матки в отношении сперматозоидов. Впрочем, это не значит, что нужно искать партнёра с подходящими генами HLA – всё-таки мы сейчас спасаемся от болезней не только иммунитетом, но и медициной.