Раковым клеткам подсластили лекарство

Противораковую молекулу из морских ежей снабдили глюкозным хвостом, чтобы она легче попадала в злокачественные клетки.

Опухолевые клетки отличаются от здоровых особенностями обмена веществ: они предпочитают получать энергию, расщепляя глюкозу только бескислородным способом. Этот способ называются гликолиз, и обычно он предшествует дальнейшему кислородному расщеплению образующихся из глюкозы молекул. Но раковые клетки, как мы только что сказали, живут на очень усиленном гликолизе. Такой метаболический перекос называют эффектом Варбурга; и мы как-то рассказывали, почему раковые клетки, а также бактерии, предпочитают получать энергию сравнительно малоэффективным способом.

(Иллюстрация: lightsource / Depositphotos

Чтобы обеспечить энергетические потребности с помощью гликолиза, нужно очень много глюкозы. Исследователи из Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) вместе с коллегами из Германии решили использовать эту любовь раковых клеток к сладкому, чтобы усовершенствовать противораковое средство, полученное из морских ежей. Вообще в морских организмах часто находят молекулы, которые обладают противораковым действием, причём действуют они даже на те раковые клетки, которые устойчивы к обычным химиотерапевтическим препаратам. Мы писали о подобных веществах из морских огурцов и змеехвосток, вот и в морских ежах тоже что-то такое нашлось.

В статье в Marine Drugs описано, как к противораковой ежовой молекуле присоединяли глюкозный хвост и как на получившийся молекулярный гибрид отреагировали раковые клетки – они все погибли. (Это были клетки рака предстательной железы, устойчивые к химиотерапевтическому препарату доцетакселю.) Глюкозный хвост делал противораковую молекулу более эффективной: злокачественные клетки ввиду их любви к глюкозе синтезируют больше рецепторов, помогающих глюкозу поглощать, так что и лекарства они поглощали больше.

Глюкозный хвост пришивали не через атом кислорода, как это обычно делается, а через атом серы – в таком виде гибридная молекула более устойчива и у неё больше шансов уцелеть и добраться до опухоли. В ближайшем времени исследователи планируют изучить возможные побочные эффекты препарата сначала на мышах, а затем и на других лабораторных животных. Перед этим молекулу лекарственного соединения дополнительно доработают, чтобы оно обладало еще большей стабильностью при попадании в кровь. Не исключено, что препарат подойдет для лечения разных видов рака, но это станет ясно только после клинических исследований.

 

По материалам пресс-службы ДВФУ.

Автор: Кирилл Стасевич


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее