Занятия спортом утомляют мозг

Чрезмерные физические усилия заставляют нас вести себя более импульсивно.

Мы часто слышим, что физические упражнения полезны для мозга: занятия спортом поддерживают мозг, замедляют его старение, стимулируют память; нам говорят, что физкультура спасает от стресса и помогает прояснить ум. Но если слишком увлечься и перебрать с физическими упражнениями, эффект будет обратный – мозг вслед за мышцами почувствует усталость.

В экспериментах сотрудников парижской больницы Сальпетриер и Университета Ниццы – Софии Антиполис участвовали 37 спортсменов-триатлонистов в среднем 35 лет от роду. Их просили потренироваться: либо в обычном режиме, либо усилить нагрузки на 40%. Тренировки под наблюдением исследователей длились три недели. Каждые два дня у спортсменов с помощью велотренажёра оценивали, насколько они остаются выносливыми, спрашивали, как они себя чувствуют, просили пройти психологические тесты; также им делали функциональную магнитно-резонансную томографию (фМРТ) мозга.

Как и ожидалось, те, кого просили постараться на 40% больше, чувствовали большую физическую усталость. Но при этом, как говорится в статье в Current Biology, у них и в поведении проявлялись некоторые особенности. В экономических тестах, где нужно было сделать выбор в пользу немедленной выгоды или же в пользу отложенной выгоды, более уставшие спортсмены выбирали немедленную выгоду, что говорит о том, что они действуют более импульсивно. Судя по фМРТ, у них уменьшалась активность латеральной префронтальной коры, которая, как считается, работает тормозом, не давая нам идти на поводу импульсов – очевидно, поэтому участники эксперимента в экономическом тесте и выбирали то, что можно получить сразу.

По словам авторов работы, точно так же снижается активность «противоимпульсной» коры после напряжённой умственной работы. Видимо, и чрезмерные физические усилия, и чрезмерные интеллектуальные усилия сходным образом утомляют мозг, и утомление это может проявляться не только в финансово-экономических решениях. Тем не менее, речь тут идёт всё же о чрезмерных усилиях, и стоит ещё раз напомнить, что спорт, физкультура, физические упражнения, если угодно фитнес, выполняемые без фанатизма, идут мозгу только на пользу.

По материалам MedicalXpress.