Время родов связано с генами ребёнка

Когда ребёнок появится на свет, отчасти зависит от его собственных генов.

Если ребёнок родится раньше положенного срока, он будет недоношенным, если позже – это чревато осложнениями при родах, которые могут оказаться тяжёлыми для матери и губительными для самого ребёнка. Но от чего зависит этот самый положенный срок? Считается, что тут всё определяет материнский организм и факторы среды, которые на него влияют. Однако, как говорится в недавней статье в Nature Communications, время родов отчасти зависит и от генов ребёнка.

Авторы работы проанализировали гены более чем у 84 с половиной тысяч детей из восьми стран. В результате исследователи нашли более 7,5 млн генетических отличий, из которых вычленили те, которые статистически были связаны с временем появления на свет. Такие «родовременные» отличия оказались сгруппированы в небольшом участке на второй хромосоме.

Их уже целенаправленно проверили на генетическом материале ещё более чем 9 тыс. детей из Норвегии, Великобритании и Финляндии, и статистическая связь подтвердилась: действительно, те или иные варианты генетической последовательности на второй хромосоме были связаны с более поздними или более ранними родами. Правда, под более поздними и более ранними здесь имеются в виду отклонения всего на девять часов, то есть одни дети рождались на девять часов раньше, а другие – на девять часов позже других.

В участке второй хромосомы, связанном со временем родов, среди прочих находятся гены, кодирующие иммунные белки из группы интерлейкинов-1, которые служат воспалительными сигналами. Известно, что когда приближается время родов, эти белки стимулируют сокращения матки, помогают разорвать плодные оболочки и пр. Когда ребёнок готов появиться на свет, он даёт знать организму матери, и «родовременные» гены (иммунные и другие), очевидно, как-то влияют на силу такого сигнала, так что роды могут начаться раньше или позже. Правда, какие именно молекулярные сигналы тут задействованы, станет ясно только после дальнейших исследований.

Пока что нет речи и о том, чтобы предсказывать время родов по генам ребёнка – для таких предсказаний нужно знать, как такие гены взаимодействуют с другими факторами, в том числе и с пресловутой средой. Вполне может быть, что какие-то факторы могут усиливать генетический эффект, так что, например, дети с одинаковыми вариациями во второй хромосоме, хотя и будут рождаться раньше срока, но кто-то кого-то опередит – из-за того, что во время беременности на его мать что-то подействовало. Тем не менее, в любом случае, если иметь в виду борьбу с недоношенностями и родовыми патологиями, важно знать, что время родов зависит в том числе и от генов ребёнка.

По материалам MedicalXpress.