У новорожденных кровь свертывается иначе, чем у взрослых

Хрупкий баланс системы гемостаза у новорожденных детей нарушается из-за преждевременных родов.

Клетки крови под микроскопом: красные – эритроциты, жёлтые – Т-лимфоциты, зелёные – тромбоциты. (Фото ZEISS Microscopy / Flickr.com)

От постоянных кровотечений нас спасает система свертывания крови, или, более точно, система гемостаза (от греч. haimatos — кровь, stasis — остановка). Мы уже как-то писали про гемостаз более менее подробно, пытаясь разобраться, как  тромбоциты ускоряют свёртывание крови. Основную роль здесь играют белки плазмы крови и тромбоциты; вместе они формируют каркас тромба, пронизанного нитями белка фибрина.

В системе гемостаза, как и везде, бывают нарушения, расстройства, дефекты. Иногда случается так, что кровь свертывается плохо; тогда возникает риск внутренних кровотечений, и даже через небольшую рану можно потерять много крови. Иногда бывает наоборот – кровь свертывается из-за совершенно незначительных причин, просто потому, что ферменты и другие составляющие гемостаза работают слишком активно. И тогда появляются тромбы, грозящие закупоркой сосудов и остановкой кровоснабжения.

Нарушения системы свертывания крови – одна из основных проблем у новорожденных детей: ребенок легко может умереть или по меньшей мере стать инвалидом. Особенно это касается детей с осложнениями, возникшими ввиду недоношенности. Сотрудники Центра теоретических проблем физико-химической фармакологии РАН вместе с коллегами из других российских научных центров сравнили процесс свертывания крови у взрослых людей и новорожденных. Исследователям удалось выяснить, что у детей повышен риск тромбоза, но притом тромбоциты у них активируются хуже, чем у взрослых, и все эти особенности наиболее выражены у недоношенных младенцев.

Напомним, что тромбоциты формируют пробку в стенке поврежденного сосуда, а белки плазмы делают фибриновый сгусток. Авторы работы сделали вывод, что гемостаз новорожденных в первые дни жизни находится в более хрупком балансе, чем у взрослых. Любое осложнение (например, преждевременные роды) нарушает баланс системы гемостаза и, как следствие, у ребенка повышается частота тромбозов и кровотечений. Результаты исследований опубликованы в Pediatric Research.

В целом частота клинических осложнений в гемостазе у новорожденных невелика. Однако группы высокого риска, в которые входят недоношенные дети или же получившие врожденную системную инфекцию, было бы разумно обследовать на предмет гемостазных осложнений. Но в клинической практике до сих пор нет эффективного способа диагностировать нарушения в системе свертывания крови у новорожденных; инструменты лабораторной диагностики недостаточно чувствительны, чтобы обнаружить нарушения на ранних стадиях. А чтобы такие инструменты появились, нужно больше подобных исследований, которые помогают нам лучше понять особенности организма новорожденных детей.

Работа выполнена при поддержке Российского научного фонда (РНФ).

По материалам пресс-службы РНФ