Альцгеймерический ген связан с детским IQ

У детей и молодых людей с альцгеймерическим вариантом одного из белков-переносчиков липидов уровень интеллекта оказывается чуть ниже.

Среди факторов, повышающих вероятность болезни Альцгеймера, часто называют ген APOE4 – один из вариантов гена APOE (то есть, если говорить более точно, то APOE4 – это аллель гена APOE). Белок APOЕ относится к аполипопротеинам, которые занимаются транспортом липидных молекул. Почему один из его вариантов связан с болезнью Альцгеймера, в точности пока неизвестно.

Возможно, дело в том, что от аполипопротеинов зависит метаболизм жиров, а от метаболизма жиров зависит уровень холестерина, состояние кровеносных сосудов, а от состояния кровеносных сосудов зависит кровоснабжение мозга, а от кровоснабжения – вероятность нейродегенеративных процессов. Но, так или иначе, медики уже давно знают, что между APOE4 и болезнью Альцгеймера есть статистическая связь, и тем, у кого есть такой вариант гена, хорошо бы со временем начать проверять собственные когнитивные способности – на случай начинающейся болезни.

При этом мы знаем, что болезнь Альцгеймера проявляется к пожилому возрасту. Однако сам APOE4, как полагают сотрудники Калифорнийского университета в Риверсайде и Колорадского университета в Болудере, может влиять на интеллект с самого раннего возраста. Авторы работы проанализировали результаты крупных статистических исследований, для которых собирали генетические данные у детей и подростков в возрасте от 6,5 до 18 лет, среди которых было поровну мальчиков и девочек, и подавляющее большинство которых относились к европеоидной расе. Генетикой дело не ограничивалось – у детей и подростков также оценивали уровень интеллекта тремя разными способами.

В статье в Neurobiology of Aging говорится, что у детей с вариантом гена APOE4 уровень IQ был чуть ниже: на 1,91 пункт на каждую копию гена (генов APOE у нас может быть два: она копия от отца и ещё одна от матери). Причём у мальчиков эта связь между APOE4 и чуть более низким интеллектом была слабее, чем у девочек: у мальчиков APOE4 сопутствовал понижению IQ на 0,33 пункта, у девочек – на 3 пункта. Тесты на IQ оценивают разные проявления интеллекта, и больше всего снижение касалось способности к умозаключениям.

И 0,33, и даже 3 пункта IQ кажутся не очень большим уменьшением. Однако, по словам авторов работы, даже такой небольшой «недостаток интеллекта» сам по себе может стать ощутимым с возрастом, не говоря уже о том, что APOE4 может и дальше демонстрировать свои «интеллектопонижающие» способности.

Исследователи также пишут, что у обладателей APOE4, у которых в ранней юности был понижен IQ, со временем также появлялись проблемы с сердечно-сосудистой системой, а клетки и ткани старели быстрее. Возможно, APOE4 действительно начинает действовать на интеллект ещё в детстве, и потом эффект от него, накопившись, приводит к болезни Альцгеймера.

Однако пока что перед нами лишь статистическая корреляция, поэтому было бы преждевременно утверждать со всей уверенностью, что APOE4 понижает интеллект у молодых людей – хотя, возможно, тут имеет место именно такая причинно-следственная связь.