Павлины вгоняют самок в дрожь

Тряся хвостом, самец павлина заставляет вибрировать хохол на голове у самки.

Все знают, что роскошные хвосты павлинов нужны для обольщения павлиних. Но до сих пор непонятно, что именно в этих хвостах обольстительного. С одной стороны кажется, что у какого самца хвост больше, тому и с самками везёт больше – он будет чаще спариваться и оставит больше потомства, иными словами, у него будет больший репродуктивный успех. Однако в 2008 году группа японских орнитологов, в течение семи лет изучавшая поведение диких павлинов, заявила, что нет никакой взаимосвязи между величиной хвоста и репродуктивным успехом самцов.

В 2011 году хвост реабилитировали, но с оговорками: по мнению зоологов из Королевского университета в Кингстоне, величина хвоста действительно играет роль в брачном ритуале, но самки скорее отсевают по ней совсем уж негодных претендентов, нежели выбирают самого-самого. Наконец, в 2013 году в Journal of Experimental Biology была опубликована статья, в которой утверждалось, что самки павлинов смотрят не столько на сам хвост, сколько на его основание, и что длинные цветные перья нужны только для того, чтобы самца можно было заметить в густой растительности.

Но сами по себе перья – ещё не всё. Павлин не просто раскрывает хвост, он им трясёт, и этот шум, как полагают некоторые, помогает привлечь внимание самки. Мы тоже слышим треск павлиньего хвоста, однако истинное, так сказать, богатство его звучания нам недоступно: несколько лет назад биологи обнаружили, что трясущийся хвост испускает низкочастотные звуковые волны, которые наш человеческое ухо не различает. И тут же возник вопрос, зачем павлинам эти «инфразвуки».

Некоторое время назад исследователи из Хаверфордского колледжа и Университета Британской Колумбии заметили, что маленькие перья в хохолке павлинов напоминают хвостовые перья – напоминают не по величине, но по некоторым особенностям структуры. Для новых экспериментов взяли пятнадцать хохолков обыкновенного павлина и прокрутили им записи звуков, которые издаёт хвост самца, и, для сравнения, запись белого шума. Хохолки снимали на высокоскоростную камеру. И оказалось, что перья в хохле дрожат в резонансе с низкочастотными звуками от хвоста. Дрожат не только самочьи хохолки, но и самцовые, так что наш заголовок следовало бы уточнить: самцы заставляют дрожать и самок, и самих себя, но не целиком, а лишь хохлами.

Павлины не только распускают хвост и трясут им, они еще слегка похлопывают себя крыльями. В статье в PLoS ONE говорится, что от похлопывания крыльями самцов хохолки у самок тоже начинали дрожать. Можно предположить, что заставляя вибрировать хохолки у павлиних, самец даёт о себе знать, даже если сам он скрыт в листве, и здесь важны именно низкочастотные звуки.

Впрочем, пока что исследователи обнаружили только лишь то, что перья на голове у самок отзываются на самцовый шум. Сказывается ли это на поведении самок, действительно ли они из-за вибраций обращают внимание на самца, предстоит выяснить в дальнейших экспериментах.