Неандертальская грудь

По объёму грудной клетки неандертальцы не слишком отличались от человека разумного.

Реконструкция неандертальца из Музея естествознания в Лондоне. (Фото: Paul Hudson / Flickr.com

Неандертальцев мы представляем себе более приземистыми и более массивными, чем Homo sapiens. Хотя на деле их туловище было не таким уж большим, как мы привыкли считать: в недавней статье в Nature Communications говорится, что объём грудной клетки неандертальцев был почти такой же, как у человека разумного.

При всём обилии останков неандертальцев оценить строение их грудной клетки было не такой уж простой задачей: для этого нужно иметь на руках их рёбра и кости позвоночника, которые довольно хрупки и не всегда выдерживают тысячи лет «хранения» в осадочных породах. Авторы работы воспользовались наиболее неандертальскими останками под названием Кебара 2 с наиболее полно сохранившейся грудной клеткой и проанализировали её строение с помощью компьютерной томографии. В результате удалось получить трёхмерную модель неандертальской груди, которую сравнили с томографическими «портретами» грудной клетки шестнадцати современных мужчин того же роста.

В целом оказалось, что грудная клетка неандертальцев к низу была шире, чем у нас, и рёбра у них шли более горизонтально по сравнению с нашими (у нас они направлены под небольшим углом вниз). Однако по объёму неандертальская грудь отличалась от нашей не слишком сильно, потому что позвоночник вдавался в грудную полость сильнее.

Поскольку в грудной клетке находятся лёгкие, сердце и другие органы, по её строению можно понять некоторые вещи не только об анатомии, но и о физиологии неандертальцев. Пусть их грудная клетка была не намного больше нашей, и пусть позвоночник скрадывал объём, но благодаря нижним рёбрам у них была больше и диафрагма, и, возможно, неандертальцы вдыхали глубже, чем мы. Однако чтобы проверить эту гипотезу, всё-таки нужны дополнительные палеонтологические и антропологические исследования.

По материалам Science.