Космос давит на мозг

После полёта на орбиту у людей уменьшается объём белого и серого вещества мозга.

Человек неуклонно стремится в космос, хотя для жизни в космосе совсем не приспособлен – вся наша эволюция прошла на Земле, с её атмосферой, силой тяжести и т. д. Поэтому космические программы обычно включают в себя биологические исследования, посвящённые влиянию космических полётов на человеческий организм.

Мы уже как-то писали о том, как отсутствие силы тяжести сказывается на нашей физиологии. Наблюдения за космонавтами показали, что у них меняется обмен веществ и иммунитет,  за время пребывания на орбите  меняются мышцы, космос влияет на терморегуляцию, работу сердца и дыхательную систему; изменения происходят даже в молекулярном составе крови. Но, конечно, среди всех наших органов и тканей есть такие, чьё самочувствие волнует нас в первую очередь – например, мозг.

Как раз про мозг в космосе пишут в The New England Journal of Medicine исследователи из Антверпенского университета, Института медико-биологических проблем Российской академии наук, Лечебно-реабилитационного центра Минздрава России и других научных центров Германии, Бельгии и России. С помощью магнитно-резонансной томографии они сравнили состояние мозга у десяти космонавтов до и после полёта, причём после полёта дважды: один раз примерно через девять дней, а второй – через семь месяцев после возвращения с Международной космической станции (МКС). Все десятеро были мужчинами в возрасте около 44 лет, и в космосе они провели примерно шесть месяцев.

Оказалось, что после полугода на МКС в мозге снижается объём серого и белого вещества. (Напомним, что серое вещество – это тела нейронов и их сильно разветвлённые отростки-дендриты, по которым нейрон получает импульсы от других нервных клеток, кроме того, в серое вещество входят некоторые вспомогательные клетки нервной ткани; а белое вещество образовано длинными отростками-аксонами, которые отводят сигнал от нейрона.) Серого вещества становилось меньше в самых разных областях мозга, однако со временем его объём всё же восстанавливался почти до того уровня, который был у человека до полёта.

С белым веществом всё было иначе: оно уменьшалось только в какой-то определённой зоне, однако при этом оно не только восстанавливалось по возвращении, но даже продолжало уменьшаться.

Авторы работы также обратили внимание на цереброспинальную, или спинномозговую, жидкость, которая циркулирует в полостях спинного и головного мозга, регулируя обмен веществ и поддерживая биохимическое равновесие в нервной ткани. Оказалось, что её объём в ходе полёта тоже менялся: где-то её после полёта становилось больше, где-то – меньше. Впоследствии количество спинномозговой жидкости в центре головного мозга возвращалось к дополётному состоянию, однако в пространстве между мозгом и черепом её объём продолжал расти.

Возможно, все эти изменения связаны друг с другом. Однако, как пишет портал LiveScience, сами исследователи пока не знают, сказываются ли перемены в сером и белом веществе и спинномозговой жидкости на когнитивном состоянии космонавтов, на их памяти, способности принимать решения и т. д. – всё это станет ясно лишь после дополнительных экспериментов. Остаётся надеяться, что космос «давит на мозг» без каких-либо серьёзных последствий.